Сегодня каждый автовладелец, которого “обидела” та или иная страховая компания, может найти правду и добиться справедливого решения проблемы, не мытарясь по судам. К их услугам — “Сообщество защиты прав страхователей России” (ССР). В этой некоммерческой организации начала действовать “горячая линия”.
И если у вас возникли вопросы по обязательному автострахованию или трудности с получением страховки, вы можете связаться со специалистами общества и получить квалифицированную помощь. По словам адвоката ССР Рашида Сафиханова, ситуации, в которые попадают обратившиеся к ним люди, довольно типичны, в них, увы, может попасть любой автовладелец...
Незастрахованной машиной москвича Аркадия Шакяна управляла его дочь, когда произошло ДТП. Свою вину на словах признал второй участник аварии — водитель Бакун. Казалось бы, все ясно. Заполняй соответствующее заявление в компанию и получай деньги. Однако страховая компания по сегодняшний день затягивает с выплатой страховки. Почему?
По словам Бакуна, в компании “Национальная страховая лига” ему сказали — если признаете свою вину, вашу машину не отремонтируем. Если проанализировать правила страхования разных компаний, то практически во всех договорах по страхованию есть формулировка — свою вину не признавать.
По ныне действующему законодательству вину устанавливает только суд. Стороны должны идти туда и выяснять свои отношения там и только там.
И только после судейского вердикта страховщики производят необходимые выплаты. По сложившейся практике известно, что по времени это занимает примерно год. Пользуясь ситуацией, страховщик воздвигает массу преград, чтобы денег не платить. На деле получается, что “бабло” компания собирает, а гражданин при наступлении страхового случая получить свои кровные не может.
А вот еще один пример. В ССР обратилась Алла Владимировна Аминова. Она тоже попала в аварию. Виновник ДТП — клиент компании “Ресо-Гарантия”. Все документы были оформлены вовремя. Произведена калькуляция ремонта. Страховщики направили женщину в сервис. Там, по оценкам специалистов, стоимость ремонта превысила рассчитанную примерно на 5 тыс. руб. В компании ей сказали, мол, делайте, потом разберемся. Женщина поверила и отдала авто в сервис. Однако после ремонта разницу страховая компания возмещать категорически отказалась. Получается, что страховщик делает калькуляцию явно заниженную по сравнению с рыночной конъюнктурой. ССР будет разбираться и с этой ситуацией. А вы мотайте на ус.
Другой случай. Позвонил Сергей Суслов.
В его Chrysler въехала машина под управлением гражданки Толстых, клиентки страховой компании “Национальная страховая лига” (кстати сказать, эта компания — “лидер” “горячей линии” ССР). Специалисты компании произвели осмотр машины, но Суслову акт осмотра на руки не выдали. Сделали калькуляцию, причем явно заниженную — $396 (в сервисе тот же ремонт предложили сделать за 900 евро). Затем компания стала тянуть время — мол, зайдите попозже, давайте наши юристы с вами поговорят, то да се. Фактически различными путями уклоняются от решения возникшего спора. Перспектива этого дела также судебная.
А вот, к примеру, какие чудеса творятся в “Московской страховой компании”. Во-первых, уже на бланке полиса написано: “Правительство Москвы, страховая компания такая-то”, что, согласитесь, завлекательно. Городу принадлежит 51% акций фирмы. Однако проблемы случаются и с такими, казалось бы, серьезными структурами. Взять, например, историю страхователя Игоря Травкина. После ДТП все документы были оформлены как положено. Все необходимые подписи сотрудников ГИБДД и компании имелись. Казалось бы, иди и получай страховку. Но тут в отношении гражданина Травкина в разные инстанции стали поступать запросы и письма от некоего “Центрального аварийного комиссариата”. На протяжении почти двух-трех месяцев юристы ССР пытались выяснить у страховщика, что это за комиссариат такой действует от его имени. Никаких сведений от компании не получили. В конце концов выяснилось, что “Московская страховая компания” передала свои полномочия другой компании по проверке обстоятельств ДТП, угонов и прочих дел.
Вопрос: почему при заключении договора об этих “тонкостях” не поставили в известность клиента? Почему некая структура собирает частные сведения о клиенте? Налицо нарушение законодательства: КоАП, Правил страхования, страховых законов РФ. В последних, кстати, прописано, что страховщик обязан соблюдать тайну страхования. А он сведения о клиенте передает другой фирме. В настоящее время соответствующий иск направлен в Тверской муниципальный суд.