В столице уже вторую зиму используют жидкие реагенты вместо хорошо известной водителям пескосоляной смеси.
В этом году на улицах города будет значительно чище, утверждают дорожники.
Когда два года назад московские службы начали применять реагенты, пресса тут же окрестило новшество “великой коммунальной революцией”. Тогда в Москве было испытано шесть новых противогололедных препаратов. От применения двух — НТТМ и “Антиснега” — дорожники отказались: они вызывали аллергию у пешеходов и водителей. А вот другие оправдали надежды. Это два жидких реагента — ХКМ и “Нордекс” и два твердых — “Биомаг” и ХКФ. В настоящее время идет работа над другими аналогичными препаратами: “Ацедор” и НКХМ. Специалисты утверждают, что они более эффективны и экологически безопаснее, чем предыдущие разработки.
Если вспомнить, прошлой зимой водители пеняли на новые химреагенты: дороги покрывались трудносмываемой слизью, и тормозить было непросто. В этом году такого не будет, обещают коммунальщики. Перед холодным сезоном улицы города вымоют специальным шампунем для дорог — “Чистодором”. Это позволит смыть с дорожного покрытия бензиновые пятна, масла и прочие следы от трехмиллионной армии автомобилей. Именно они в комбинации с реагентами образовывали на трассах трудносмываемую пленку.
Не мешайте «дворнику»!
Как рассказал “МКмобилю” Валентин Субботин, замгендиректора ГУП “Доринвест”, современные реагенты применяют для того, чтобы снежные осадки не прилипали к асфальтовому покрытию. В этом их главное предназначение. Это делается для облегчения работы снегоуборочной техники. Однако в силу особенностей технологии применения они требуют к себе большего внимания от дорожников.
На практике это получается так: поскольку Москва — огромный мегаполис, соответственно погода в разных частях города тоже разная: на западе столицы светит солнце, а на востоке — снегопад. Поэтому условия уборки, к примеру, Ленинградского шоссе, шоссе Энтузиастов и Садового кольца заметно отличаются друг от друга. Разумеется, на скорость распыления реагентов и уборки улиц влияет и количество припаркованных автомобилей.
Как известно, водители у нас особой дисциплинированностью не отличаются, говорит Субботин. Например, им ничего не стоит остановиться прямо перед работающим снегоуборщиком и спокойно отправиться в ближайший магазин за покупкой. А в это время колонна спецмашин стоит и ждет...
— Подобные “шалости” в масштабах города москвичам обходятся в копеечку, — подчеркивает Субботин. Простой грузовиков по вывозу снега стоит коммунальщикам недешево.
Так вот, нынешней зимой для большей оперативности на основных магистралях будут специально дежурить машины — поливальщики реагентов. Как только дорожники получат плохой прогноз, автомобили сразу же отправятся в дорогу.
Фонтаны на Тверской
“Доринвест” также рассчитывает на новые системы по распылению реагентов. В прошлом году Москва уже обзавелась автоматической противогололедной системой (АПС) на МКАД. Эта система автоматически анализирует метеоусловия на дороге и, если они не отвечают нормальным, выбрасывает на дорогу через форсунки необходимое количество жидкого реагента. Предполагается, что в будущем АПС установят на самых опасных участках в центре столицы. В качестве пилотного проекта предполагают использовать Тверскую улицу около Манежной площади.
Кстати, бюджету Москвы отказ от дорожной соли в качестве антигололедного реагента обойдется примерно в 6 млрд. руб. Об этом в свое время говорил председатель бюджетно-финансовой комиссии Московской городской думы Михаил Вышегородцев. В такую сумму выльется, в частности, строительство резервуаров для хранения нового жидкого реагента — хлористого кальция модифицированного (ХКМ), а также замена парка машин, предназначенных для применения реагентов. Причем 2 млрд. руб. необходимо изыскать уже в ближайшие годы.
НАШИ ЭКСПЕРТЫ
Алексей МИСЕНКО, начальник 9-го отдела ДПС на спецтрассе:
— Жидкие антигололедные реагенты, что применялись прошлой зимой и будут применяться этой, зарекомендовали себя по большей части с лучшей стороны. В отличие от соли жидкий реагент не имеет свойства растапливать снег и превращать его в лед. К тому же он не такой агрессивный, как соль. Я знаю, что многие водители жаловались на жидкий реагент. Говорили, что он покрывает дорогу скользкой, жирной пленкой, отчего происходят дорожно-транспортные происшествия… Если не была нарушена технология уборки, то реагент по определению не может способствовать росту аварийности. Еще раз хочу подчеркнуть, что жидкий реагент намного лучше соли.
Что касается применения в Москве скандинавского опыта уборки зимних дорог, то я не думаю, что это получится. Судите сами, если мы не будем убирать с дорог снег, а укатывать его катками и затем посыпать гранитной крошкой, то весной столица утонет: не секрет, что гранитная крошка сильно забивает водостоки. Так же невозможен скандинавский вариант и в силу наших климатических условий: слишком большие перепады температур не позволят качественно укатать снег. В общем, то, чем мы пользуемся сегодня для борьбы с гололедом, как нельзя лучше соответствует требованиям безопасности дорожного движения.