1401

Форменный разбой

25 сентября Михаил Касьянов подписал постановление о внесении изменений в Правила дорожного движения. Внимательно изучив перечень изменений, помимо конструктивных и крайне актуальных поправок к ПДД мы наткнулись на нечто, способное вызвать по меньшей мере сомнения.
Поделиться

25 сентября глава российского правительства Михаил Касьянов подписал постановление о внесении изменений и дополнений в Правила дорожного движения. Давно пора. Однако внимательно изучив перечень вводимых с нового года изменений, помимо конструктивных и крайне актуальных поправок к ПДД мы наткнулись на нечто, способное вызвать по меньшей мере сомнения.

А по большому счету, так просто негодование.


Итак, сначала о самом предмете разговора, о пункте 2.3.3. Общих положений Правил дорожного движения. Каждый водитель в принципе имеет представление о своих общих обязанностях участника дорожного движения. Однако, как выяснилось, эти знания у подавляющей массы водителей весьма поверхностны. Так, любой автовладелец в курсе, что он обязан подвезти в попутном направлении гаишника или другого сотрудника МВД, находящегося, что называется, при исполнении. А чего не подбросить служивого? Тем паче, завидев в машине фуражку, иной блюститель порядка вас не станет почем зря тормозить. Между тем не каждому известно, что право пользования не служебным транспортом помимо милиции имеют сегодня и сотрудники ФСБ в случаях, не терпящих отлагательства, и дружинники, и внештатные сотрудники милиции. Медицинские работники тоже могут воспользоваться любой подвернувшейся машиной для транспортировки людей, нуждающихся в срочной медицинской помощи.

Впрочем, на пользование нашим личным транспортом Правила сегодня предусматривают и некоторые ограничения. В частности, в примечаниях к этой статье сказано, что из всех категорий должностных лиц лишь полномочия сотрудников ФСБ не распространяются на личный транспорт, принадлежащий гражданам. При этом любое лицо, воспользовавшееся транспортом, обязано по требованию водителя выдать справку или сделать запись в путевом листе.

А как же амортизация, расходы на бензин, возмещение, не дай бог, причиненного ущерба вашему автомобилю — спросите вы. На этот счет ПДД и федеральное законодательство отвечают, что подобные расходы предусмотрены сегодня исключительно для ФСБ. В законе о ФСБ оговаривается такая возможность. Все остальные службы, получается, никакой ответственности за чужую собственность не несут. Звучит довольно дико, не находите? Особенно учитывая положение закона о милиции, разрешающее служивым в случае крайней необходимости и вовсе отстранить от управления личным автомобилем любого водителя. Получается, что мы с вами, оказывая любезную услугу государевым людям и выполняя свой гражданский долг, практически бесправны. А государство, на словах ставящее среди своих главных приоритетов охрану частной собственности, на деле просто плюет на нее.

Что будет

Ожидать от новой редакции ПДД кардинальных изменений на этот счет не было смысла. Являясь подзаконным актом, Правила дорожного движения никак не могут выйти за рамки федерального законодательства. А посему никаких надежд на улучшение ситуации с соблюдением конституционных прав автовладельцев не предвидится. И действительно, что же мы видим в тексте новой редакции п. 2.3.3. Правил?

Дружинников и внештатных сотрудников милиции, понятное дело, из привилегированной категории вынесли как архаизм. Впрочем, как и канувших в Лету налоговых полицейских. Для медиков сделали оговорку, что пользоваться подручным транспортом они смогут только при реальной угрозе жизни своих пациентов.

Зато в компании “льготников” оказался новичок — федеральные органы государственной охраны. Мы долго не могли понять, что за структура скрывается за столь таинственным названием. То ли пограничники теперь так называются, то ли спецназ ракетных войск стратегического назначения. Для уточнения пришлось даже связаться с Департаментом государственной службы в аппарате Правительства РФ, где нам открыли глаза — это банальная ФСО (федеральная служба охраны). С нового года свое авто мы будем обязаны предоставить в распоряжение охраны президента и прочих государственных мужей. Одна радость, что о проблемах со служебным транспортом в этих структурах нам пока не известно. Чего нельзя сказать о подразделениях МВД. Только в московской ГИБДД (не самой отстающей) автопарк укомплектован всего на 70%, а в иных структурах УВД и того меньше. Отсюда вывод — наиболее частыми пользователями наших автомобилей могут стать именно они. А как служивые распорядятся нашим имуществом, полностью на их гражданской совести.

Отсюда плавно переходим к примечаниям новой редакции п. 2.3.3. ПДД. Начисто пропали ограничения для сотрудников ФСБ, запрещающие им использовать частный транспорт граждан. Теперь можно. Право водителя получить соответствующую справку у лица, использовавшего его машину, слава богу, осталось. А что касается возмещения расходов и возможных убытков автовладельцам, то вместе с ФСБ в установленном законом порядке будут держать ответ и органы ФСО. И то хлеб.

Менты же по-прежнему обладают всеми полномочиями и ни за что не отвечают, а мы, водители, как были практически бесправны, так и остались. А на отказ от злоупотребления нашим доверием со стороны служивых приходится только надеяться. Плавали — знаем...



НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Генрих ПАДВА, адвокат:

— Оказывать посильную помощь сотрудникам правоохранительных органов обязаны все. Помочь задержать убийцу, предотвратить террористический акт — это наш гражданский долг. И никаких нарушений конституционных прав граждан ни в старой, ни в новой редакции данного пункта ПДД я не усматриваю. В Правилах не сказано, что должностные лица могут забрать любую машину и использовать ее в любых своих целях. Написано: “водители обязаны предоставить...” Полностью поддерживаю, преступник не должен уйти от правосудия. А если сотрудник превысит полномочия, то по действующему законодательству он понесет за это ответственность, вплоть до уголовной.


Леонид ОЛЬШАНСКИЙ, адвокат:

— Нарушена часть 3 статьи 55 Конституции РФ, согласно которой любое ограничение прав граждан возможно только по федеральному закону. И посадить в тюрьму, и заставить заплатить штраф, и войти в квартиру с обыском можно только на основании федерального закона. Например, случаи задержания транспортного средства четко описаны в КоАП РФ (водитель пьян, забыл документы и т.д). В условиях, когда надвигаются выборы в Государственную думу, совершенно очевидно, что депутаты за репрессивные нормы, хоть как-то нарушающие права водителей, не проголосуют. Стало быть, чиновники пошли классическим путем нарушения прав человека. То, что не встраивается в закон — протаскивать и лоббировать через так называемые подзаконные акты, одним из которых являются Правила дорожного движения. В законах, очерчивающих права спецслужб, говорится об их праве взять машину, а ПДД предписывает водителям ее предоставить. Поэтому в случае сопротивления они могут применить силу. Гражданину, отказавшему в своей машине сотруднику милиции, могут вменить статью административного кодекса о невыполнении законного распоряжения или требования сотрудника милиции, которая влечет ответственность до 15 суток административного ареста. А если в ходе препирательств дело дойдет хотя бы до отрывания рукавов, то это уже статья Уголовного кодекса о сопротивлении сотруднику милиции.

Что еще обращает внимание. Службы ФСБ и ФСО компенсируют расходы и возможный ущерб, а МВД — нет. Но опять-таки как компенсируют. Гражданин должен подать в суд, доказать, что машина использовалась, доказать, что крыло или фару разбили, предъявить справку об аварии, за свои деньги сделать калькуляцию. Иными словами, по судам придется ходить годами.

Не удивлюсь, если работники милиции будут злоупотреблять этим правом и ездить на наших машинах по базарам и баням.