1621

Не уверен – докажи!

Еще неизвестно, что для наших автомобилистов хуже — “подстава” на трассе или “наезд” людей в погонах из-за якобы неправильно установленной “ракушки”. В любом случае — без защиты своих прав в суде не обойтись. О насущных проблемах собственников авто рассказывает в интервью корреспонденту “МКмобиля” Валерий ЗАЛМАНОВ, председатель президиума Московской межтерриториальной коллегии адвокатов.
Поделиться

Еще неизвестно, что для наших автомобилистов хуже — “подстава” на пустынной трассе или “наезд” людей в погонах из-за якобы неправильно установленной “ракушки”. В любом случае — без защиты в суде своих попранных прав не обойтись. Какие вопросы волнуют автовладельцев? О насущных проблемах собственников авто рассказывает в интервью корреспонденту “МКмобиля” Валерий ЗАЛМАНОВ, председатель президиума Московской межтерриториальной коллегии адвокатов.


— Валерий Яковлевич, на что в основном жалуются наши граждане сегодня?

— Социально-экономическая ситуация в стране повлияла и на судебную реформу, и на обращения граждан. Наряду с традиционными обращениями — защита обвиняемых в уголовных делах, немало исков граждан по гражданскому процессу — те же бракоразводные дела и споры по наследству. Но есть и новые: споры между акционерами, обжалование в суде неправомерных действий чиновников. Наконец, КоАП принес целый пласт обращений граждан. Почему? Потому что адвокаты согласно новому КоАП допускаются к делу с момента оформления административного протокола. Во-вторых, лишение специального права (вождение, охота, рыболовство) отнесено новым кодексом исключительно к прерогативе суда. Вместе с тем решение суда может быть обжаловано вышестоящим судом и опротестовано зампрокурора Москвы, а в других регионах — зампрокурора областей. Все это резко усилило административную проблематику в нашей работе.

— Что нового появилось в работе адвокатов по защите прав и законных интересов собственников машин?

— К примеру, из-за претензий таможенных органов многие граждане просят признать их добросовестными приобретателями автомобилей. Сразу скажу, в этом вопросе мы руководствуемся постановлением Конституционного суда, согласно которому добросовестный приобретатель, если не он ввез машину в нашу страну и не знал о нарушениях таможенного законодательства, не может быть подвергнут наказанию. На него не возлагается ответственность по оплате таможенных платежей.

Кроме того, очень много вопросов связано с угонами. Здесь мы идем двумя путями. Сначала просим суд признать гражданина добросовестным приобретателем — это чисто гражданский процесс. Затем в административном процессе просим суд обязать МРЭО зарегистрировать такой автомобиль.

Сейчас мы возлагаем большие надежды на поправки, которые депутаты Госдумы вносят в закон о безопасности дорожного движения. Уже непосредственно в документе будет записано, что добросовестному приобретателю нельзя отказать в регистрации его автомобиля и иных формах пользования и распоряжения своим имуществом.

— С какими вопросами наиболее часто обращаются граждане в спорах с ГИБДД?

— В основном — это обвинения в нарушении ПДД. Здесь, специально подчеркну, ни судья, ни адвокат во время нарушения на дороге не присутствовали, но должны объективно рассматривать факты. Например, инспектор говорит, что водитель проехал на красный сигнал светофора или пересек железнодорожный переезд на запрещающий сигнал. А водитель утверждает обратное: Правил он не нарушал. В этом случае мы руководствуемся статьей 49 Конституции РФ и статьей 1.5 КоАП РФ о презумпции невиновности — доказать вину водителя должен инспектор.

— Владимир Яковлевич, но наше издание должно учитывать все мнения. К примеру, где инспектору на трассе найти двух свидетелей?

— Согласен с вами. Но тогда необходимо встать на место сотрудника угрозыска, которому также нужны свидетели, когда он задерживает бандитов. Тем не менее все-таки они работают...

Инспектора ГИБДД привыкли к тому, что ощущают себя царями на дороге: как он сказал, так и будет. Новый административный кодекс кардинально изменил отношения на дороге. Документ соответствует нашей Конституции, предусматривает равность и состязательность сторон.

— Однако инспектора часто говорят: мы, мол, доказывать ничего не будем...

— И в гражданском, и административном кодексах действует презумпция невиновности. И убийство, и шпионаж, и проезд перекрестка на “красный” должны быть доказаны полностью и всесторонне. А любое сомнение трактуется в пользу обвиняемого.

В гражданском процессе действует кардинально иной принцип: каждая сторона должна доказать те факты, на которые она ссылается. Классическая ситуация: обыватель заснул в ванной и залил соседа. Последний должен доказать, что была протечка — вызвать представителя ЖЭКа, получить акт осмотра квартиры, составить калькуляцию повреждений и все бумаги представить в суд. Так должен действовать инспектор, обязанный доказать вину водителя.

— Ваше отношение к пьяным водителям...

— Вина водителя, управляющего автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, тоже должна быть доказана. Причем необходимо доказать, что гражданин в момент задержания именно управлял машиной. Второе — всем известная “трубочка” теперь не является доказательством вины водителя. Согласно кодексу гражданин не вправе отказаться от медицинского освидетельствования, однако дуть в ту же трубочку на пикете он не обязан.

— Как известно, граждане владеют не только автомобилями, но и являются членами гаражных кооперативов. Ущемляются ли здесь права автовладельцев?

— Сегодня регистрационная палата отказывает в оформлении устава ГСК, ссылаясь на подзаконные акты города, требующие землеотвода под строительство гаражей. Наша позиция такова: по федеральным законам регистрируется устав. Для этого необходимы соответствующий протокол, воля граждан, юридический адрес и сам устав. Землеотвода не требуется. Поэтому отказ регистрационного органа всегда можно оспорить в суде.

— А что с “ракушками”?

— Никоим образом не призываю ставить металлические тенты на газонах, газовых коммуникациях и в других местах, закрывающих проезд спецтранспорту или проход жителям близлежащих домов.

Как граждане не должны нарушать законы, так и государственные органы не должны их преступать. Это прежде всего касается кампании городских властей по ликвидации “ракушек”. Статья 35 Конституции гласит однозначно: снос любого имущества — только по решению суда. Поэтому управа может быть истцом в суде, но не имеет права сносить “пеналы” на основании своего же акта.

— Что вы посоветуете автовладельцам?

— Объединяться в кооперативы. Согласно статье 118 ГК РФ члены гаражного, дачного, жилищного кооперативов, полностью выплатившие свой пай, становятся собственниками своей квартиры, дачи или гаража. Вот почему так важно создать кооператив: зарегистрировав ГСК, гражданин через некоторое время получает законные справки у председателя и бухгалтера кооператива о том, что пай выплачен полностью, и становится собственником гаража. Хочу подчеркнуть — собственником становитесь по выплаченному паю,

вот регистрация собственности — это уже следующий шаг. Но без такой справки не может быть регистрации, которая в окончательном виде закрепляет права собственника.

— Валерий Яковлевич, что можно сказать о платных парковках?

— Передо мной на столе лежит двухлетней давности решение Верховного суда: платные парковки — вне закона. Пока действует налог с продаж, налоговое законодательство запрещает брать деньги с автовладельцев за парковку. Причем как с государственных, так и частных автомобилей. Поэтому могу сказать одно — не платите вымогателям в униформе.

— Как вы относитесь к новому постановлению правительства Москвы, разрешающему перемещение автомобилей в случае, если они мешают проезду другим участникам движения?

— Напомню, что эвакуаторы запрещены статьей 12.19 КоАП. А сам факт применения эвакуаторов в любых случаях запрещен статьей 12.36 кодекса. Предусмотрено наказание должностных лиц, санкционировавших эвакуацию, — штраф до 20 МРОТ с обязательной конфискацией механизмов. Как я понимаю кодекс? Задержать машину можно в различной форме: поставить у пикета ГИБДД, инспектор может сесть за руль вместо пьяного водителя, но сама эвакуация запрещена. При прямом запрете ни один чиновник не может вводить эвакуацию официально. Кроме того, в примечании к статье 27.13 сказано, что порядок задержания устанавливает Правительство России. Поскольку этот порядок оно пока не установило, никто не вправе вводить его самостоятельно. Таким образом, автовладелец имеет право воспрепятствовать погрузке своего авто на эвакуатор. При этом водителя защищают две статьи — 14-я Гражданского кодекса о самозащите гражданских прав и 37-я — “необходимая оборона”. И еще. Исполняются только законные требования, то есть определенные федеральным законодательством. Акты, этому противоречащие, исполнению не подлежат.