Пока депутаты ломают копья вокруг закона об обязательном страховании, а страховщики отражают (и довольно успешно) атаки на закон, неожиданно масла в огонь подлил Верховный суд России, поддержавший иск автовладельцев и отменивший своим решением один из коэффициентов по автострахованию.
Если этот вердикт не опротестуют, владельцы мощных иномарок заплатят за полис меньше собственников отечественных машин. А на днях “Движение автомобилистов России” провело митинг на Пушкинской площади за полную отмену закона. О чем говорит весь этот сыр-бор? Одна группа депутатов в своем безудержном предвыборном популизме вкупе с другими парламентариями — лоббистами страховых компаний — никак не могут решить давно назревшую проблему:
к черту отменить грабительский закон или хотя бы как минимум внести туда необходимые поправки, облегчающие финансовое бремя обычных автовладельцев.
Как известно, 8 октября Дума должна была рассмотреть все законопроекты, касающиеся “обязаловки”. Однако совершенно неожиданно нардепы решили перенести рассмотрение всех законопроектов (общим числом 15) на 14 октября. По мнению экспертов, причиной переноса стал саботаж комитета Думы по кредитным организациям (этот комитет находится под контролем страховщиков), умышленно не подготовившего альтернативные проекты к рассмотрению.
Тем не менее, по мнению депутата Похмелкина, при обсуждении вопроса о переносе выяснилось, что в Думе почти не осталось сторонников “автогражданки” в ее нынешнем виде.
По словам одного из очевидцев заседания Думы, Валерий Зубов, руководитель банковского комитета, как всегда, пытался “замотать” эту проблему и всячески отказывался под формальными предлогами рассматривать законопроекты. Из 15 документов, которые ему прислали, он согласился обсуждать только девять, причем непонятно какие — народный избранник их не назвал. Однако в реальности речь шла о двух вариантах: первый — за полную отмену закона, другой — “косметический” — только за снижение тарифов.
О других законопроектах, в том числе который предлагал депутат Аксаков (о кардинальных поправках в действующий закон), и речи не было.
Как проходило заседание? Голосовали три раза — рассматривать законопроекты сейчас или не рассматривать их вообще. Два раза депутаты проголосовали “за”. На третий раз начались “непонятки”. Раздались голоса лоббистов закона, что неправильно проголосовали, что, мол, электронная система подсчета голосов работает неправильно. В итоге учли неучтенные якобы голоса депутатов и перенесли обсуждение на 14 октября.
Причем, как считают специалисты, так и непонятно, что именно рассмотрят депутаты 14-го: все законопроекты или только те, что предложит профильный комитет. Или, быть может, обсудят только две крайние позиции — полную отмену или, наоборот, полное сохранение закона. (Кстати, Виктор Похмелкин предложил рассматривать все проекты отдельно.) Что касается обсуждения — то его, можно сказать, и не было — обыкновенная перебранка между депутатами.
Так что вместо того, чтобы обсудить законопроекты, их запросто передвинули на другой день. Причем аналогичная ситуация может не раз повториться. А там выборы, и документ без всяких поправок пройдет через новую Думу. Может, на это и надеются сторонники нынешнего закона?
Надо сказать, на сохранение нынешнего закона брошены немалые средства. Например, стало известно, что страховщиками нанято некое PR-агентство за $700 000 для распространения в массах “положительного” образа ОСАГО. Образцы пиаровской кампании можно наблюдать в ряде крупных ежедневных изданий за 3 и 7 октября этого года. Все говорит о том, что эйфория, в которой находились страховщики после вступления закона в силу с 1 июля, плавно испарилась. Перед ними замаячила реальная угроза отмены ОСАГО.
Как известно, подавляющее большинство автовладельцев, купивших за последние месяцы полисы “обязаловки”, сделали это в добровольно-принудительном порядке: без этого документа невозможно зарегистрировать автомобиль и пройти техосмотр. Всего, по оценке страховщиков, к сентябрю приобрели полисы свыше 2 млн. автовладельцев. Это составляет примерно 10% от всех российских собственников авто. Из-за неясной ситуации вокруг закона остальные 90% в страховые компании за полисами явно не спешат. Понятно: автомобилисты будут тянуть с покупкой полиса до последнего. Что будет к концу года, если эта многомиллионная армия автовладельцев рванет в пункты продажи полисов, если закон все-таки не отменят?..
Готовы ли страховщики к такому нашествию? Сомнительно, особенно если учесть склонность бизнесменов к проведению рождественских каникул в теплых краях. Выдержат ли это граждане, как, например, ваучеризацию, в которой были в отличие от “обязаловки”, скажем так, халявные моменты?