Господа! Плотность посещения мною музеев за единицу времени достигла таких показателей, что в этот раз на нашем пути не будет ни одного. Куда едем? Тыкаю в карту недалеко от Москвы и попадаю в национальный парк “Угра”.
Прошу помощи у рыболовного клуба, чтобы не заблудиться. Проводят, говорят, только подъем в шесть часов. Придумала отмазку: светает позже, не смогу фотографировать по дороге. Пару часов выторговала. Устремляемся по МКАД на М3 с пустым баком, жаба душит заправляться, ведь на трассе бензин подешевеет. Ладно, по 12 рублей заправимся, а то встанем, не ровен час. Накрапывает дождь — похоже, надолго. Небо свинцовое, сливается с землей — классных фоток понаделаю, машину от коровы не отличите... Для тех, у кого нервы покрепче и бак полнее: на 24-м км 95-й бензин по 11.80.
На 26-м км заканчивается шоссе о четырех полосах в каждую сторону, остается по две. Идут работы — скоро оно станет широким до Внуковского поворота. По обочинам торгуют торфом, куриным пометом, известью и живыми раками.
45-й км, Апрелевка: тот самый светофор, к которому когда-то вырулила по обочине, да и брякнула об этом в нашем еженедельнике на свою голову. Уж как на меня читатели накинулись! А я в музей Циолковского, между прочим, опаздывала. Сейчас чего дергаться: национальный парк на ночь не закроют, да и первая я у светофора. Как бы не так. Была первая, стала последняя: и слева, и справа понаехали, каждый следующий встает впереди предыдущего, как в игре “Третий лишний”. Прощаю: может, читатели в музей космонавтики торопятся...
А на 75-м км бензин по 11.30, дешевле не будет — заливайтесь.
85-й км — симпатичное кафе. Жалко, что на той стороне: через две сплошные не поеду.
На 88-м км продают галоши и резиновые сапоги, 60 и 160 р. соответственно. Ищем симпатичное кафе — кофейку с утра не помешает. В Балабанове оно опять на той стороне, “У Марии” называется. Хорошо, что есть разрыв в сплошной линии — проедем. Чизбургеры да гамбургеры по 15 р. Спрашиваю меню — через час, говорят, будет меню. Ну вот, и кофе расхотелось...
98-й км — зажимайте носы, дух тяжелый.
105-й км — трактир “Гостиный двор”, привлекательное строение. Бутерброд с сыром — 25 р. (грабеж!), горбуша по-княжески — 95 р.
Сразу за Обнинском, на 107-м км, круговое движение — нам прямо, на Брянск. Через километр — интересный прилавок: бочки с кранами для вина от 1800 р., банные кадушки от 1100 р., про веники промолчу — не буду дразнить добрейшего шефа (заядлого парильщика, знатока веников), мед по 150 р. за кг. Дорога пошла с разделительными перилами, и дальше вопрос о ее качестве не вставал — то ли машин немного, то ли достаточно широкая. Вот и корзинки продают, места-то грибные. Лапти по 200 р.
На 173-м км встаем и ждем проводников, впереди — пост ДПС и развязка на Калугу. Длинные торговые ряды по обочинам: соленья, варенья... Трехлитровая банка сушеных белых — 500 р. Все остальное гораздо дороже, чем в Москве, и спрашивать неинтересно.
Появился “Москвич” наших провожатых — сразу за пикетом пошли налево, в направлении Калуги и Тихвина. С основной трассы сошли, и теперь расстояние указываю по спидометру, у поста ДПС обнуляю счетчик. Через 11 км справа — резная деревянная табличка “Национальный парк “Угра” и стрелка налево — там на боковой дорожке здание администрации. По тел. (0842)725-791 можно договорится об отдыхе в частном доме. Это дело называют сельским туризмом, берут 50 р. за постой и 100 р. — за питание. Неинтересно, говорю, все это, хочу ночевать в деревне на сеновале. А пожалуйста, в деревне Гордиково Перемышльского района один дед пускает и на сеновал. И сколько стоит? Да как договоритесь.
Парк расположен в долине Угры и Жиздры. В южной части растут ясени и дубы, некоторым по 400 лет. Водится выхухоль, она сохранилась только в двух странах — в Испании и у нас. Ценный мех (раньше мантии оторачивали), охота запрещена. Здесь проходил старинный Гжатский тракт, проложенный по указу Петра I для перевозки урожая из южных губерний в питерскую. На ноябрьские откроется музей тракта, будет конный маршрут, санный. На джипе не проехать.
Недалеко находится Оптина Пустынь, Тихонова Пустынь, Шамординский монастырь — мы там уже были (“МКмобиль” №7/2003). Сегодня наша цель — Чертово Городище. Что такое — сама не знаю, посмотрим. Выезжаем обратно на дорогу, проезжаем калужский городской бор. Здесь когда-то ограбили Екатерину II. В городе поворачиваем направо на мост через Оку. У пикета на круговом движении уходим направо по указателю на Козельск. Дорога вполне приличная, претензий никаких. Узкая, но пустая. Красивая. На 17-м км — АЗС, Аи-95 нет.
Деревни старые, многие дома еще с XIX века стоят. Крыши осиновые: брус вставляли в щипальную машину, нарезали тонкими пластинами и укладывали, как черепицу.
На 28-м км уходим по главной правее на Москву. На 30-м км на кругу едем на Козельск. Здесь море лисичек, залежи, заросли. Слышали про лисичковую мафию? С господином Лисичкиным лучше не пересекаться: торговля грибами, особенно с заграницей, — дело серьезное.
На 36-м км можно залить 95-й бензин, и даже по 11.50. Проводник вспомнил поговорку жителей Сухиничей и Думиничей: “Во рту Сухиничи, в голове Думиничи, в кармане — Тихонова Пустынь”.
Угра связана с культом Богородицы — так назывался ее пояс. Здесь, в Воротынском княжестве, в 1480 году было Великое стояние русских войск против хана Большой Орды Ахмата. С тех пор Русь перестала платить дань татарам. Против них делали засеки — рубили лес в человеческий рост, наклоняли стволы макушками в сторону врага, чаща становилась непроходимой.
Бабушка торгует яблоками, антоновкой. Совсем старенькая, с палочкой, еле ходит. Купили у нее ведро, несколько яблок выкатилось — подобрала, за нами к машине на другую сторону поковыляла — яблоки отдать. Пошла с ней обратно — еще ведро купить. Сейчас, говорит, сначала те деньги найду, куды ж я их дела, растрепа... В варежку положила.
Кое-где на наличниках домов еще встречается знак Перуна — шестиконечный лепесток на коловороте. Если лепестки коловорота загнуты по часовой стрелке — это посолонь, по законам природы. Если против — противосолонь: так обозначалось действие, направленное против законов природы. Здесь когда-то разбойничали Кудеяр и Опта. Дорога местами выбита, но вполне сносна. Въезжаем в Козельск, поворачиваем налево на Оптину Пустынь. У поворота на нее строится гостиница VIP-класса. Летом вдоль дороги можно увидеть пальчатокоренник мясокрасный. Зачем сдался? Так это же северная орхидея. Не рвите: мстительное растение — ночью одурманит.
Въезжаем в Сосенский (здесь последние торговые точки, если надо, перед Чертовым Городищем). Первое круговое движение проезжаем прямо, на втором поворачиваем направо. Вот какое-то отдельно стоящее предприятие, дорога идет направо, у указателя “Шахта №1” поворачиваем налево. Бетонка вдрызг разбита лесовозами — хорошо, что еще у администрации парка пересели в “Москвич”. Едем прямо, сворачивать не рекомендуется: вокруг шахт могут быть пустоты и обвалы. Без гида не рискуйте. И 06.06 не ездите, а то встретите сатанистов.
Первый поворот проезжаем, на втором, малозаметном, поворачиваем направо. Бросаем “Москвич” и идем пешком. Джип пройдет. Но тогда, во-первых, поломаете себе удовольствие — такие леса где еще встретите, во-вторых — вас имеют право оштрафовать, ведь уже началась заповедная территория. Указатель на Чертово Городище сбит и показывает на болото. Так что идите не по правой тропинке, а по левой. Это остатки земляного культового и оборонительного сооружения I века нашей эры. В XVI—XVII вв. здесь проходила линия засечных лесов. Место мрачное, но красивое, полностью заросшее, со скалами и оврагами. Много папоротника-орляка — такой продают в китайские рестораны. Здесь аномальный магнитный фон — приборы ученых-исследователей выходят из строя. Зато рай для уфологов. От ледникового периода остался бородавчатый бересклет, реликтовый папоротник, светящийся мох. Видела — светится, ярко-зеленым!
Кое-где разбросаны культовые камни с отверстиями — чертовыми пальцами. Все чертово, потому что здесь черт сватался к Любаве — дочери Кудеяра. На камнях устраивали игрища русалки и упыри. Перун, глядя на их безобразия, ударил по камням молнией. Неглубокий колодец в камне. Естественно, Чертов. Здесь приносили жертвы, скотину богу. До сих пор в деревнях можно встретить дубину Велеса — рычажный безмен. А в чертов палец, говорит проводник, люди втыкают цветочки — верят, глупые, что желание сбудется. Ох, я тоже ткну!
Возвращаемся. Забираем свою машину от здания администрации — и назад, на киевскую трассу. Наша задача — попасть по указателям на дорогу Калуга—Вязьма. На ней можно будет заправиться 95-м по 11.40. Держимся указателя Вязьма. 80 км до деревни Шуклеево — там место нашего ночлега, база отдыха. Ориентир — трактир справа, где и съезжаем с дороги, чуть вперед (тел. (80842)55-13-08). Шикарный домик с ухоженным участком, баня с купелью, веники березовые, большая столовая с камином, несколько спален. Снять все на день обойдется в $600. Ужин вам приготовят: картошечка, огурчики, грибы, мясо пожарят. Пить хочется — в графине компот. Это клюква с малиной? Нет, вишня с яблоком. Да какая разница, вкусно. Утром можно на рыбалку. Клюют голавль, окунь, щука и кто-то еще. Говорят, можно взять камеру, привязать к ней удочку и спускаться по течению. Рыбы наловите, затопленный танк встретите...
Я не любитель рыбалки, но ради читателя едем дальше, на базу “Палатки”. Проезжаем Юхнов. Еще через 6 км в деревне Колыхманово поворачиваем направо, через 5 км у ворот воинской части пересаживаемся в “Москвич” — а что ему будет? Бетонка выбита, с ухабами, ямами... На ней надо вовремя повернуть налево. Стоял раньше знак — его сначала погнули, а потом и вовсе сломали и выкинули в канаву. Зимой можно проехать: дорогу чистят, там есть несколько деревень.
Через 25 км поворачиваем налево, с правой стороны будет озеро Озерки. Фабрикант Щепочкин держал тут когда-то конопляную фабрику. Через 3 км — искомая деревня Палатки. Здесь стояли юрты хана Ахмата, потому и Палатки. Снять целиком охотничий домик стоит 2000 рублей, он гораздо скромнее прежнего, но внутри все прилично.
Жили тут когда-то помещики Карповы и Рябцевы. Карповы владели садами, Рябцевы — лугами. На Угре несколько бродов, там и сидят рыбаки.
Водит нас сторож базы. “А вот туточки, — говорит, — стояли ульи. Во время войны немцы залезали туда в противогазах”. Провел по остаткам древнего городища, показал курганы. Баню затопил, с дубовыми вениками. Желающих сам отхлещет.
Ну, и домой. Да, что купили: калужского производства запеканку. Это наливка — исключительно хороша, со вкусом вишневых косточек. Ну и челюсти жевательного мармелада — люблю их, везде покупаю. По 3.50, а в музее Блока в Шахматове были по 1.50.