Как известно, конец прошлого (как и первые четыре месяца нынешнего) года для наших автопроизводителей был не лучшим в их жизни. В минувшем январе производство машин сократилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на целых 30%. С прошлой осени конвейеры “АвтоВАЗа” и ГАЗа не раз вставали, чтобы избежать затоваривания рынка. Автопромовцы во всем винили старые иномарки, которые уводили из-под носа потенциальных покупателей.
И вот принятые осенью прошлого года новые таможенные пошлины, по замыслу инициаторов, должны поспособствовать укреплению позиций отечественного автопрома. Кроме того, всерьез рассматривалось повышение с 25% до 35% ввозных пошлин уже на 3—7-летние импортные автомобили. Оправдывается этот ход тем, что с 1 июля этого года начинает реализовываться постановление Еврокомиссии об утилизации производителями отслуживших свое “возрастных” машин. Однако этот финт пока не прошел. Неужели автопрому вполне хватило только одного повышения пошлин?
Как сообщили “МКмобилю” на Нижегородском автозаводе, уравнивание пошлин на подержанные иномарки среди физических и юридических лиц никак не отразилось на деятельности предприятия. За 9 месяцев 2003 года выполнены все показатели бизнес-плана: произведено 154 244 автомобиля и комплекта.
На «Волгу» повысился спрос
Некоторое снижение объемов выпуска легковых автомобилей произошло в связи с модернизацией “Волги”. При подготовке к выпуску обновленного автомобиля была разработана новая конструкторская документация, проведен ремонт технологического оборудования, отлажены технологические процессы производства. На это потребовалось время, и несколько раз легковой конвейер приостанавливался для текущих работ. Основные элементы модернизации “Волги” — бесшкворневая подвеска передних колес на шаровых опорах, не требующая обслуживания; стабилизатор поперечной устойчивости; усиленная коробка передач с двойной синхронизацией.
И 19 мая легковой конвейер ОАО “ГАЗ” начал выпускать модернизированный вариант автомобиля “Волга” ГАЗ-3110.
С июля автогигант наращивает объемы производства товарной продукции. Выполнение бизнес-плана на 2003 год по производству автомобилей и машинокомплектов идет с существенным опережением. В сентябре этого года в соответствии с бизнес-планом выпущено 20 288 автомобилей и машкомплектов, что на 2 607 единиц больше по сравнению с сентябрем 2002 года.
Модернизация “Волги” существенно повысила ее потребительские качества, что соответственно увеличило спрос. Например, в Москве на обновленный автомобиль — недельная очередь. Темпы производства “Волги” увеличиваются в соответствии с требованиями рынка. Сокращаются и старые запасы. Так, за 9 месяцев этого года легковых автомобилей реализовано 48 402 штуки, что на 21% больше, чем произведено. Рост производства и продаж автомобилей ГАЗа связан прежде всего с повышением качества продукции, освоением выпуска рестайлинговых автомобилей семейств “Газель”, “Соболь” и модернизацией “Волги”.
«АвтоВАЗ» заработался
По словам Владимира Кучая, вице-президента по маркетингу, сбыту и техническому обслуживанию автомобилей ОАО “АвтоВАЗ”, в этом году завод выпустит около 690 000 автомобилей.
Это чуть меньше, чем в прошлом году, когда было собрано около 706 000 автомобилей, однако при этом нужно помнить, что “АвтоВАЗ” в этом году поставил около 30 000 кузовов Chevrolet-Niva для СП “GM-АвтоВАЗ” и значительно сократил производство старой “Нивы”. Кроме того, рассказал Кучай, в начале года на складах находилось порядка 30 000 автомобилей. Они распродаются. Сейчас в запасе скопилось около 7 000 машин. Согласно плану предприятия в конце года увеличения производства сверх намеченного не будет.
— Что касается планов на 2004 год, то они сейчас корректируются, но можно сказать, что в 2004 году “АвтоВАЗ” скорее всего выпустит чуть больше, чем в этом году, — говорит вице-президент.
А вот отношение Владимира Кучая к введению пошлин на подержанные иномарки весьма положительное.
— Эта мера, безусловно, отразилась на продажах автомобилей ВАЗ. Благодаря этому автозавод работает более стабильно и планово в отличие от второй половины прошлого года. Понятно, что если ввозить автомобили стоимостью 800—1 000 евро, то всегда найдутся люди, которые эти машины купят. Можно также с уверенностью сказать, что введение пошлин на подержанные иномарки в положительную сторону отразилось на продажах “АвтоВАЗа”...
Страсти по новой «Ниве»
Как известно, первые Chevrolet-Niva доставали своих владельцев, как говорится, по мелочам. На СП автомобиль понемногу улучшают. Это подтвердил и менеджер по автосервису СП “GM-АвтоВАЗ” Берхард Клаус:
— Для повышения качества автомобиля сделано достаточно много. Всегда, даже в Европе, после начала выпуска нового автомобиля начинаются всевозможные улучшения в конструкции и технологии производства. Например, за последние 9 месяцев в конструкцию автомобиля внесено около 1 200 изменений...
Однако они существенно подняли цену автомобиля. Теперь ее продают за евро, хотя доля комплектующих российского производства составляет 90%. И наши поставщики работают за рубли. Тем не менее переход с одной валюты на другую повлек 20%-ное повышение продажной цены машины. Что думают об этом руководители совместного предприятия?
— В конструкцию автомобиля за последнее время внесено очень много изменений, сделавших автомобиль более безопасным и надежным, что лишний раз подтвердили недавно проведенные краш-тесты. Однако эти изменения повлекли за собой удорожание автомобиля. Cейчас Chevrolet-Niva гораздо безопаснее, чем год назад. Но даже несмотря на переход в расчетах с доллара на евро, наш автомобиль стоит намного дешевле, чем другие аналогичные автомобили, — говорит генеральный директор СП “GM-АвтоВАЗ” Джон Милонас.
Ему вторит Вадим Классен, главный конструктор СП “GM-АвтоВАЗ”:
— Замечу, что и российские поставщики иногда работают с импортными комплектующими. Кроме того, цена автомобиля складывается не только из запчастей. В итоговую сумму входит очень многое, вплоть до краски. Так что импортная составляющая измеряется не только в импортных деталях. Ну и не надо забывать про постоянное улучшение автомобиля, ведь 1 200 изменений в год означает примерно пять улучшений за каждый рабочий день! Это очень много. А каждая, даже самая маленькая модернизация — это большие финансовые затраты.