В преддверии скорого завершения строительства Третьего кольца московские власти все чаще стали упоминать в своих “антипробочных” речах о кольце Четвертом. Мол, руки уже чешутся, и скоро доберутся до него москов-ские строители. Однако как следует разобравшись в этом вопросе, мы пришли к выводу, что как минимум в ближайшие лет десять о полноценной Четвертой кольцевой дороге можно и не мечтать.
Если поглубже копнуть, выяснится, что Четвертое кольцо (естественно, это современное название трассы) придумали не сегодня и даже не вчера. Еще в начале семидесятых годов прошлого века на плане Москвы уже существовала некая красная линия. Она символизировала смелую задумку градостроителей по соединению различных районов столицы, до сих пор разобщенных водными преградами, железнодорожными ветками и зелеными зонами. Не прошло и сорока лет, как проектировщики, подогреваемые энтузиазмом общественности, достали из архивов пыльные папки и вплотную приступили к осуществлению проекта, казавшегося тогда не менее утопичным, чем сегодня. Впрочем, Третье кольцо практически построено, и, как оказалось, не так страшен черт...
ЧТК пройдет по серединной части города и, безусловно, станет неотъемлемой частью существующей в Москве радиально-кольцевой системы магистралей. Считается, что Третье кольцо построено с целью разгрузки в основном центральной части города. Четвертое же призвано повысить пропускную способность в “средней полосе”, между Третьим кольцом и МКАД. Но, на наш взгляд, было бы логичнее несколько увеличить радиус будущей автомагистрали и придвинуть ее поближе к МКАД, но, видимо, градостроительные условия не позволяют этого сделать. В проектных мастерских тоже не дураки сидят. Тем паче, что сегодня у нас уже существуют проложенные участки ЧТК — действующие улицы. Улица Народного Ополчения, Минская, Ломоносовский и Нахимовский проспекты. Вектор Нахимовского, кстати, недавно дотянулся аж до Коломенского проезда. Первый участок в 1,8 км современной восьмиполосной трассы с развязками, двумя переходами и шикарным тоннелем под Варшавским и Каширским шоссе сдан в нынешнем году.
Проектировщики утверждают, что одно из непростых для прокладки трассы мест — Филевская пойма. Как ожидается, проходческий щит, использованный для прокладки Лефортовского тоннеля, после окончания еще толком не начавшихся работ под Серебряноборским лесничеством перебросят именно в Филевскую пойму. Как вы понимаете, это случится не завтра и даже не послезавтра. Со стороны Филей, по часовой стрелке, трасса выйдет на улицу Народного Ополчения, которая будет кардинально реконструирована, как, впрочем, и все уже существующие улицы. Далее — на север, где Кольцо прижмется вплотную к железнодорожным путям Кольцевой железной дороги. И не расстанется с ними на протяжении всего северного и северо-восточного участка. Вплоть до Нижегородской улицы.
Сегодня это фактически если не бросовая, то малоосвоенная территория — промзона, на которой находятся гаражи и всевозможные производственно-складские постройки и ангары. Снос этих строений, по мнению проектировщиков, станет самой значительной жертвой, которую город будет вынужден принести строительству. Судя по предпроектным проработкам, на севере и северо-востоке жилые дома сносить не придется. А опыт строительства ТТК показал, что все имущественные вопросы с владельцами гаражей и других нежилых построек в принципе решаемы. Хотя недовольные в таких вопросах остаются всегда. Во всяком случае, владельцам гаражей и прочей недвижимости в этой зоне следует уже сегодня побеспокоиться о будущем.
Трасса самым краем зацепит несколько зеленых зон. На севере — Лосиный остров, восточнее — край Измайловского парка. Однако значительных жертв от зеленых насаждений не потребуется, так как Кольцо пройдет уже в освоенной полосе, примыкающей к железной дороге.
Исторически территория от северо-востока столицы до юго-востока считается крайне бедной на наличие так называемых поперечных связей. Зеленые зоны — Лосиный остров, Измайловский парк, Кусковский парк и Кузьминки — создают те самые преграды, что мешают формированию полноценных транспортных поперечных направлений. Поэтому, посмотрев на карту Москвы, в этом районе можно насчитать лишь единицы поперечных улиц. Например, 16-я Парковая улица, Свободный проспект, выходящий на улицу Юности. А также существующий путепровод по улице Паперника. Это, пожалуй, единственный путь, связывающий восток и юго-восток, да и тот жиденький.
С точки зрения строительства очень сложным участком представляется юго-восток и юг. Исторический природно-архитектурный ансамбль “Коломенское”, куда упрется трасса, — своеобразный камень преткновения. Там тоже никак не обойтись без применения технологий строительства тоннелей глубокого залегания. Чувствуете, какая длинная очередь выстроилась за услугами всего одного проходческого щита, только-только выползшего из Лефортовского тоннеля?
Короче говоря, обнадежить московских водителей пока особо нечем. В нынешнем году будет замкнуто ТТК, в следующем начнутся работы по реконструкции развязок на Сущевском Валу при пересечении с Шереметьевской улицей и Беговой с Ленинградским проспектом. Не менее срочные работы будут проводиться в Митине. Местный транспортный узел уже давно не справляется с нагрузкой. Затем начнется активное формирование Краснопресненского проспекта, который соединит Новорижскую трассу с проспектом Жукова и далее через Звенигородское шоссе с самым центром города. Одним словом, неотложных хлопот и объектов для колоссальных инвестиций у города хватает и без Четвертого кольца. А нам остается только мучиться в “пробках“да исправно платить налоги. За тем, чтобы наши дети уже не занимались мучительными поисками, видимо, навсегда потерянного “штопора”...