Покупая автомобиль, вы, как правило, оказываетесь перед дилеммой: какого продавца предпочесть — “белого” или “серого”. За первым стоит завод-изготовитель со всеми вытекающими отсюда последствиями: соответствующее качество, фирменный сервис, гарантия... Второй же отличается более широким ассортиментом и гибкой ценовой политикой, однако такая экономия может обойтись потребителю весьма дорого.
Если вы думаете, что это не касается потребителей продукции отечественного автопрома, то сильно ошибаетесь. “Серые” дилеры привлекают покупателя не столько эксклюзивом, сколько низкой ценой. Хорошо это или плохо?
Начнем с плюсов. Во-первых, наличие на рынке продавца, пусть даже неофициального, способного “сбить” цены, заставляет остальных следовать его примеру, в противном случае они потеряют клиентуру — в итоге цены снижаются, что на руку покупателю. Тем не менее, обращаясь в “серый” салон, будьте готовы к тому, что разница между ценой по телефону и реальной стоимостью авто будет довольно-таки серьезной. Например, когда ваш корреспондент поинтересовался суммой, которую придется заплатить за новый 16-клапанный ВАЗ-2112, в первом случае она составила $5800, на практике же машина оказалась на 500 баксов дороже. Официальные же дилеры подобное авто оценивают примерно в $6550—6800. Значит, даже при таком раскладе существует весьма соблазнительная возможность сэкономить как минимум 250 “зеленых”.
Во-вторых, такая ценовая война стимулирует автосалоны, вынужденные развивать сервисное направление, то есть предлагать дополнительные услуги, сводящие к минимуму хлопоты автомобилиста после покупки авто (до недавнего времени основной и самой востребованной из них была бесплатная постановка авто на учет). И наконец, “серые” продавцы могут предложить разного рода эксклюзив — тюнингованные версии автомобилей. У них, скажем, можно прикупить вазовскую машину “десятого” семейства, оснащенную 2-литровым движком, спортивными обвесами и т.д. Кроме того, в таких салонах свободно продаются нынче дефицитные у официальных дилеров “Chevrolet-Niva”, однако цены на нее, конечно же, выше. Так, “белый” дилер предлагает внедорожник в базовом варианте за 8500 евро, но его надо ждать не меньше трех недель. “Серые” же свободно продают новую “Ниву” по 9100—9300 евро — платите деньги и забирайте.
На этом, в общем-то, плюсы общения с “серыми” и заканчиваются. В нынешних экономических реалиях человек человеку — волк, особенно если дело касается денег. Значит, рассчитывать на честность такого торговца, мягко говоря, не приходится. Главное для него — продать товар, в данном случае автомобиль, и получить максимальную прибыль при минимуме затрат. Поэтому “серые”, как правило, не утруждают себя проведением различного рода предпродажных манипуляций, давно ставших обязательными для официальных дилеров. Чем это чревато, объяснять не надо, напомним только, что бывали случаи, когда автомобиль не мог даже нормально доехать от магазина до дома. Кстати, если неполадка обнаружилась по дороге из салона в гараж, “белый” продавец обязан принять претензии, а “серого” это правило не касается.
Кроме того, дельцы зачастую уговаривают покупателя оплатить “фирменную” гарантию, которая чаще всего заканчивается, как только последний выехал из ворот салона. После продажи очередной партии автомобилей контора просто меняет вывеску, и все ваши претензии, обращенные к “новой” организации, бессмысленны. Некоторые надеются на завод-изготовитель, однако он к таким клиентам глух.
А задумывались ли вы когда-нибудь, каким образом автомобили попадают в магазины? Конечно, официальные дилеры забирают их с региональных стоянок, куда они приходят по железной дороге. В принципе некоторые “серые” продавцы поступают точно так же, другие покупают машины непосредственно на заводе или у своих поставщиков, обосновавшихся в городе, где завод расположен, после чего товар перевозят автовозами.
Однако среди “серых” еще остались такие, кто, пытаясь максимально уменьшить издержки, гонит машины в столицу своим ходом. Учитывая, как отечественные автопроизводители любят не долить даже до минимального уровня масло или “тормозуху”, а также не затягивать всевозможные гайки и хомуты, наверное, никто не питает иллюзий по поводу состояния такой “ласточки”. Кроме того, в дороге ее никто жалеть не будет.
В принципе говорить о том, что “серые” дилеры поголовно страдают всеми этими болячками, было бы несправедливо. Среди них есть и те, кто просто стремится заработать, не навредив при этом ни себе, ни покупателю. Дело в том, что официальное дилерство подразумевает наличие некоторых обязательств перед заводом-изготовителем, а это далеко не каждому автокупцу по карману. Поэтому существует довольно много автосалонов, которые из откровенно “серых” постепенно превратились просто в неофициальных и очень близки к “высшему сословию”.
Юрий ШПИТОНКОВ, PR-менеджер компании “Инком-Авто”:
— Проблема “серых” дилеров существует давно. Во-первых, они спровоцировали начало ценовой войны между продавцами. Благодаря разработанным схемам ухода от уплаты налогов они имеют возможность снижать стоимость автомобилей, причем доходная часть их бизнеса при этом практически не страдает. В отличие от них официальные дилеры такой возможности не имеют, в итоге нормально работать, по сути, стало просто невозможно. Во-вторых, от “серых” дилеров страдают и сами заводы. Такие продавцы, как правило, не проводят необходимую предпродажную подготовку, значит, на дороги выезжают потенциально небезопасные машины.
Кроме того, все поломки, возникающие вследствие этого, покупатели связывают не с продавцом, который обязан эти процедуры проводить, а непосредственно с заводом-изготовителем, отчего страдает и его репутация.
В настоящий момент ситуация изменилась: крупные официальные дилеры кроме непосредственно продажи самих авто с проведенной предпродажной подготовкой теперь предлагают своим клиентам воспользоваться дополнительными услугами — страхование, кредитование, trade-in, фирменное гарантийное обслуживание. “Серые” продавцы таких возможностей не имеют.
Кроме того, самый крупный отечественный автопроизводитель — “АвтоВАЗ” — тоже начал активную борьбу с неофициалами. Во-первых, были определены жесткие рамки, которым должна соответствовать компания, входящая в трехуровневую дилерскую сеть. Каждый продавец в соответствии с его возможностями и оборотами получил определенную территорию, на которой он должен работать. Проще говоря, “серые” дилеры теперь поставлены в такие условия, что в скором времени будут вынуждены либо прекратить свою деятельность, либо влиться в уже существующие официальные структуры. Но для этого необходимо добиться практически полной “прозрачности” своей бухгалтерии.