Если под конец года вы подумываете о приобретении иномарки (неважно — новой или подержанной), поторопитесь. Как стало известно “МКмобилю”, Правительство РФ с середины декабря планирует ввести новые пошлины на машины зарубежного производства.
Соответствующее постановление уже подписано премьер-министром Касьяновым (хотя и лежит под сукном). Ставка ввозной пошлины на автомобили старше семи лет увеличилась до 2,2 евро за 1 см3 объема двигателя Ставка на ввоз новых автомобилей с рабочим объемом двигателя от 1800 до 2300 см3 устанавливается в размере 25% от таможенной стоимости, но не менее 1,8 евро за один см3.
Напомним, что с 30 августа 2003 г. действуют ставки в размере от 1,4 до 3,2 евро за “кубик” в зависимости от объема двигателя машины.
Кроме того, годом ранее были введены повышающие ставки и на подержанные иномарки. С бытовой точки зрения отношение к этим мерам у большинства граждан наверняка отрицательное, но специалисты считают иначе.
Как рассказал “МКмобилю” Александр Ковригин, замгендиректора “АСМ-холдинга”, эта мера осуществляется в рамках программы развития отечественного автопрома, которая также и защищает деятельность совместных автопредприятий. Среди них “Ford”, “GM-АвтоВАЗ”, “Автофрамос” и “Автотор”. По мнению Ковригина, самый низкий таможенный порог для реального притока зарубежных инвестиций в автопром составляет не менее 35%. Только тогда зарубежные компании готовы вкладываться в автопроизводство.
Хотя цифра эта и критикуется другими специалистами, тем не менее это принятая общемировая практика. Такие же пошлины и даже выше были в свое время установлены в странах, лидирующих по количеству автомобильных СП — Мексике, Бразилии и Китае (последний, кстати, давно обошел Россию и выпускает ежегодно свыше 3 млн. автомобилей!). Если таможенный барьер ниже, то иностранцы и наши граждане по вполне понятным причинам предпочитают ввозить только готовые автомобили. А это для нас невыгодно, убежден эксперт “МКмобиля”, так как Россия на этом теряет, как говорится, “живые” деньги. Например, в этом году российский авторынок специалистами оценивается в $10 млрд. Из них $6 млрд. точно покинут наши пределы и устремятся в зарубежные банки и кошельки иностранцев. И все из-за низких таможенных пошлин...
По мнению специалистов, необходимо также вводить таможенные барьеры на ввоз комплектующих и запчастей зарубежного производства. Здесь должна быть система, аналогичная той, что действует на ввоз иномарок. Если наши производители могут делать запчасти, как, например, подвеску, то на такую же продукцию из-за рубежа также нужно вводить тридцатипятипроцентную пошлину.
Эта мера стимулирует приход на наш рынок иностранных производителей комплектующих, соответственно, деньги также оставались бы у нас.
Новые таможенные пошлины, по мнению Ковригина, сыграли свою положительную роль. Например, ввоз старых “японок” на Дальний Восток сократился на 25%, вместе с тем заметно увеличилась доля новых импортных автомобилей, в том числе и из Южной Кореи.
По данным “АСМ-холдинга”, в этом году граждане приобретут примерно 170 тысяч новых иномарок (в прошлом — 120 тыс.).
Рано или поздно им потребуются запчасти. Поэтому нам выгоднее развивать СП с иностранцами, чем закупать те же детали за рубежом. Не секрет, что качество импортных запчастей выше отечественных. Доля комплектующих в автомобиле составляет не менее 70%, поэтому их выпуск поднял бы качество отечественных машин.
Александр КОВРИГИН, замгендиректора “АСМ-холдинга”:
— По идее, мы упустили время. Таможенные барьеры необходимо было поднимать до 60—70% еще десять лет назад. Тогда бы в страну пришли западные производители, а наши граждане не стали бы ввозить сотни тысяч подержанных иномарок. Например, перед прошлогодним повышением пошлин в страну ввезли свыше 600 000 подержанных автомобилей. Исходя из нынешних реалий таможенную ставку в 35% можно считать оптимальной. С одной стороны, это не мешало бы ввозу новых иномарок, с другой — защищало бы автопроизводство в самой России.
На деле не имеет особого значения, у какого именно производителя на территории России вы покупаете новый автомобиль. Главное, чтобы деньги оставались в стране и работали на ее экономику.