1487

Отмороженные на всю «голову»

Мало кто задумывается о том, что он заливает в систему охлаждения своей “ласточки”. И такая беспечность может привести к очень печальным последствиям. По сути, любая охлаждающая жидкость очень агрессивна и активно взаимодействует и с резиной, и с чугуном, и с алюминием.
Поделиться

Мало кто задумывается о том, что он заливает в систему охлаждения своей “ласточки”.

И такая беспечность может привести к очень печальным последствиям.

По сути, любая охлаждающая жидкость очень агрессивна и активно взаимодействует и с резиной, и с чугуном, и с алюминием. Этот процесс становится еще более опасным, когда в систему попадает подделка или просто некачественный продукт.


Еще совсем недавно российские автомобилисты знали только одно название охлаждающей жидкости — “Тосол”. Потом на прилавках появились импортные канистры с разноцветным содержимым, где гордо красовалась надпись — “Антифриз”, что моментально сделало их бестселлером. Хотя, по сути, “Тосол” — это марка антифриза, то есть охлаждающая жидкость на основе этиленгликоля.

Однако жидкости друг от друга все же отличаются. Во-первых, это касается цвета: тосол традиционно окрашивается в синий (кстати, существует красный — так выглядит жидкость, выдерживающая 60-градусный мороз). А в Германии, например, принято окрашивать антифриз в зеленый цвет, а, скажем, в Италии — в красный, в общем, каждый выбирает тот цвет, который ему нравится. Антифриз можно сделать даже прозрачным, и при этом он будет работать не хуже своего цветного собрата. Смысл покраски сводится к тому, чтобы охлаждающую жидкость нельзя было перепутать с аккумуляторным электролитом или того хуже — с обычной питьевой водой (если учесть, что он имеет сладковатый привкус, это вполне возможно). Но не стоит забывать, что это сильный яд, смертельная доза которого — всего 100 мл.

Опасный коктейль

Кроме того, в современные антифризы добавляется специальный краситель, а это облегчает работу слесарям на станциях техобслуживания. При диагностике системы охлаждения яркая флуоресцентная добавка помогает точно определить место утечки, особенно в свете ультрафиолетовой лампы.

Еще один вопрос, давно не дающий покоя автомобильной общественности: можно ли смешивать охлаждающие жидкости от разных производителей? И хотя практически на всех этикетках есть фраза о том, что данный продукт полностью совместим со всеми как отечественными, так и импортными аналогами, этого делать не рекомендуется. Здесь сложилась такая же ситуация, как и в вопросе о смешении разного типа моторных масел: проблема в присадках, в их количестве и качестве.

Основу любого антифриза составляют либо этиленгликоль, либо пропиленгликоль, совершенно спокойно и без последствий смешивающихся друг с другом. При этом каждая нормальная охлаждающая жидкость должна содержать еще и целый букет разнообразных веществ, предотвращающих коррозию меди, припоя, чугуна, латуни, стали и алюминия, — в общем, всех соприкасающихся с ней металлов. Но присадки у всех производителей разные, а рецептура держится в строжайшем секрете. Так что вполне возможен вариант, когда они попросту нейтрализуют друг друга и выпадут в осадок или того хуже — при взаимодействии может получиться очень активное соединение, которое окажется посильнее самой “гремучей” подделки. Поэтому здесь можно говорить лишь о частичной совместимости жидкостей разных производителей. А если учесть, что подобные исследования можно проводить только в лаборатории, рисковать здоровьем своей “ласточки”, руководствуясь методом проб и ошибок, наверное, не стоит.

Кроме того, в некоторых импортных антифризах отсутствует часть веществ, обычно добавляющихся в наш “Тосол”, и наоборот. Так, скажем, в целой группе заграничных образцов нет присадок, предотвращающих коррозию припоя, что вполне объяснимо, так как в иномарках этот металл давно не используется. По этой причине для систем охлаждения машин отечественного производства этот продукт губителен.



Синьку на «рубашку»

Еще совсем недавно состояние рынка охлаждающих жидкостей в нашей стране кроме как хаосом назвать было нельзя. По всей России-матушке расплодилось огромное количество мелких фирм, фирмочек, а то и просто откровенных “бодяжников”, затоваривших все торговые точки некондиционными тосолами, а зачастую самыми настоящими подделками, которые нельзя было подпускать к “железным коням” на пушечный выстрел. Среди особых “достижений” встречались и подкрашенная синькой вода, а иногда — смесь диэтиленгликоля, воды и некоторого количества синих чернил. И то и другое в кратчайшие сроки было способно “убить” даже новый автомобиль, а зимой счет сводился до нескольких часов, а дальше... самое обыкновенное размораживание всей системы охлаждения.

Однако за последнее время наш динамично развивающийся рынок смог выйти на качественно другой уровень. Стали появляться нормальные производители, заметно расширился ассортимент, ужесточился контроль над торговыми организациями. Это привело к тому, что заниматься продажей откровенных подделок стало не только невыгодным занятием, но и весьма хлопотным, а поскольку большинство наших сограждан добровольно рисковать своей свободой все-таки не хотят, количество фальшивок заметно уменьшилось. Тем не менее самая главная проблема — качества — еще не решена, что и подтвердила экспертиза охлаждающих жидкостей, проведенная недавно ГУП “Мострансконтроль” и Московской ассоциацией предприятий технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств.

Суперсложных тестов не проводилось, просто для исследования взяли 35 образцов, которые можно найти на любом прилавке (причем 34 из них произведены в России, а 35-м стал гость из-за границы). Эксперты проверили их в лаборатории на соответствие ГОСТу, то есть им предстоял обычный тест — “годен/негоден”. В ходе испытаний качество каждого экземпляра оценивалось по пяти показателям (из девяти указанных в ГОСТе), тем не менее уже после этого можно судить об их потребительских свойствах.



К барьеру!

Первым этапом стала проверка плотности (процентного соотношения воды и этиленгликоля, в норме равного 1,065—1,085 г/см3 при плюс 20 градусах) — показателя, характеризующего качество основы антифриза. Следующий шаг — определение температуры начала кристаллизации, то есть образования белой взвеси, которую можно заметить невооруженным глазом. Здесь соревнования проходят в двух “весовых категориях”: минус 40 и минус 65 градусов. Третий тест — проверка фракционных данных (это проверка работоспособности при экстремально высоких температурах). Если коротко, то при нагревании (как и любая другая жидкость) антифриз, а точнее, вода, содержащаяся в нем, начинает испаряться, а экспертам предстояло установить, когда этот процесс начинается (в норме начало перегонки должно наступать при температуре раствора не менее 100 градусов). Также на этом этапе определяется массовая доля жидкости, перегоняемой до температуры 150 градусов, то есть к тому моменту, когда температура достигнет указанной отметки, из раствора должно испариться не более определенного количества воды.

Показатель активности ионов водорода (pH) в норме должен находиться в пределах от 7,5 до 11 единиц — он косвенно указывает степень агрессивности раствора по отношению к металлам и определяется пакетом присадок, добавленных туда производителем. Последним этапом стало определение щелочности раствора, что характеризует “запас прочности” антифриза. Дело в том, что в процессе эксплуатации этиленгликоль постепенно окисляется и становится опасным для металлов двигателя и радиатора. Как раз для нейтрализации этих кислот служит щелочь — ГОСТом установлено, что ее содержание в растворе не должно быть меньше 10 единиц.

Вот в общем-то и все. Другим испытаниям “конкурсантов” не подвергали, однако даже такое неполное исследование показало, что 30% охлаждающих жидкостей в требования ГОСТа не уложилось. Поскольку все результаты указаны в таблице, комментировать что-либо излишне. Тем не менее хотелось бы отметить, что образцы не оценивались по ряду важнейших параметров, также указанных в ГОСТе. Но теперь можно практически с полной уверенностью сказать: если бы проводилась проверка таких показателей, как коррозионное воздействие на металлы, вспениваемость и взаимодействие с резиной, то число отказников непременно бы увеличилось. Так что есть повод задуматься над тем, чем мы потчуем свой автомобиль и как долго он нам после такого издевательства прослужит.



НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Владимир КРЮЧКОВ,эксперт Московской ассоциации предприятий технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств (МАПТО):

— Целью проведения экспертизы было наглядно показать проблему качества, существующую в этом сегменте рынка на сегодняшний день. В исследованиях участвовали практически все образцы охлаждающих жидкостей, продающихся в торговых точках столицы, причем не только на рынках, но и в магазинах, и на автозаправочных станциях. В результате оказалось, что 30% из них требованиям ГОСТа не соответствует. Мало того, если учесть, что большинство провалившихся на тестах экземпляров относится к самой дешевой группе товаров, пользующихся постоянно высоким спросом, то доля некачественной продукции на самом деле возрастает до 60—70%.

К сожалению, есть еще одна проблема — что делать с полученными результатами дальше? На самом деле никто не берет на себя ответственность по запрещению продаж некачественной продукции, к тому же нет четкой законодательной базы, которая бы регламентировала подобные процедуры. Таким образом, сегодня появилась необходимость в создании эффективной системы контроля качества, что становится особенно актуальным именно в столице. Однако, как ни странно, основным препятствием на этом пути становится федеральное законодательство.



КСТАТИ

Обычно для проверки качества охлаждающей жидкости, будь то “Тосол” или “Антифриз”, требуются серьезные лабораторные исследования. Однако некоторые автомобилисты умудряются проверить качество покупки в домашних условиях. Конечно, эти тесты не дают 100%-ной гарантии качества, но по крайней мере таким образом все же можно уберечься от откровенной подделки.

Например, для того, чтобы измерить плотность и температуру замерзания тосола, используется ареометр, которым обычно измеряют плотность электролита в аккумуляторных батареях. Тут необходимо знать, что температура застывания смеси воды с этиленгликолем изменяется непропорционально концентрации последнего. При увеличении концентрации этиленгликоля с 26 до 66% она снижается от минус 10 до минус 68 градусов, однако дальнейшее увеличение концентрации до 98% приводит к повышению этого порога до минус 20, чистый же этиленгликоль замерзает при минус 11,5, но кипеть при этом начинает после плюс 197. Оптимальной плотностью, например, “Тосола” А-40М считается показатель не менее 1,075 г/см3, тогда замерзать он начнет только при минус 40 градусах, чего для Средней полосы России вполне достаточно.

Однако способ проверки плотности охлаждающей жидкости с помощью ареометра требует практически идеальных условий — процедура должна проходить при температуре 20 градусов, причем не только окружающей среды, но и самого антифриза — только в этом случае результат окажется точным. Кроме того, среди тосолов попадаются экземпляры, куда некоторые “умельцы” добавляют кислоту и соль, чтобы увеличить показатель плотности, но тогда образуется “гремучая” смесь, “убивающая” систему охлаждения автомобиля за считанные месяцы.

Но, как известно, на каждую хитрую гайку можно свой болт найти, так что и от покупки такой субстанции также довольно легко уберечься. Теперь на помощь автомобилисту приходит старая добрая лакмусовая бумажка — она показывает приблизительный уровень рН (в норме он должен быть в пределах 7,5—11). Если после соприкосновения с антифризом ее цвет не изменился, то уровень рН равен 6—7 единицам — неприятно, но не смертельно. Когда она становится розовой, то это свидетельствует о переизбытке кислоты (рН 1—5 единиц), такую смесь заливать в радиатор категорически нельзя. Фиолетовый или синий цвет покажет большое содержание щелочи, значит, уровень рН достиг 12—13 единиц.