1217

Без снисхождения

На последнем заседании Госдумы вопрос о поправках в закон об обязательном автостраховании не попал в повестку дня. А это значит, что автоматически “попали” на деньги около 17 тысяч автомобилистов, которые до сих пор не успели застраховать своих “железных коней”...
Поделиться

На последнем заседании Госдумы вопрос о поправках в закон об обязательном автостраховании не попал в повестку дня. А это значит, что автоматически “попали” на деньги около 17 тысяч автомобилистов, которые до сих пор не успели застраховать своих “железных коней”. С 1 января всем не успевшим приобрести полис обязательной “автогражданки” придется раскошелиться на 500—800 рублей.


Вот как развивались последние события. На Совете Думы 27 ноября на Райкова, Селезнева и Зюганова было оказано сильное давление: мол, президент высказал свое мнение по закону (имеется в виду его письмо о нецелесообразности переносов сроков действия “автогражданки”), и Дума обязана его выполнять. Можно утверждать, что вопрос обсуждался не по существу, а по форме реализации — в виде заказа из Кремля.

На следующий день, 28 ноября, несмотря на то, что вопрос о поправках был заранее проголосован, тем не менее из повестки дня его выбросили. В нарушение регламента Думы (кстати сказать, постоянные нарушения регламента сопутствовали и обсуждению альтернативных законопроектов) обсуждение поправок в список вопросов включено не было. Это чисто волюнтаристское решение, считают ряд экспертов. Кроме того, в зале не было кворума.

Сенаторские изыски

Когда Госдума проголосовала в первом чтении за законопроект о переносе сроков “автогражданки”, Совет Федерации подготовил свой проект как бы в пику Думе. В принципе этот документ рассматривался как инициатива всего Совфеда. Большинством голосов он был принят. В проекте содержалось три новых предложения: сокращение сроков страхования с 6 до 3 месяцев, введение 50%-ной льготы для всех пенсионеров по старости, для инвалидов I и II групп с сохранением льгот для тех из них, кто получил машины через органы соцподдержки. Причем льгота давалась при условии, что инвалид — владелец только одной машины и что она — российского производства. Правда, здесь присутствовал спорный момент: самый распространенный автомобиль среди инвалидов — “Запорожец” — ныне авто зарубежного производства. И наконец, последнее — сумма всех повышающих коэффициентов твердо не должна превышать трехкратного размера базового тарифа. Самое интересное, что эти предложения Совфеда оказались в поправках, предложенных депутатами, но дальнейшего развития по вышеуказанным причинам не получили...



Тарифная политика

По мнению сенатора Владимира Федорова, ныне действующие тарифы все-таки просчитаны в сторону страхового сообщества. Здесь правительство как раз должно показать свою власть и пересмотреть их в сторону понижения.

Чиновники уже обещали, что по итогам полугодия тарифы пересмотрят. Хотя сами страховщики сегодня заявляют, что полного охвата автомобилистов “обязаловкой” еще нет и пересматривать ставки пока рано. Если посмотреть на опыт других стран, говорит Федоров, то у нас в “обязаловке” должна быть введена так называемая франшиза — освобождение страховщика от возмещения убытков, не превышающих определенный размер, например $300. За счет этого должна быть поднята верхняя планка ответственности.

Как известно, нынешние $4000, оговоренные законом, абсолютно не соответствуют последствиям аварии с дорогой иномаркой. Второе, наш народ на выдумки хитер: зачем ему, если водитель — виновник небольшого ДТП, ставить в известность об этом случае страховую компанию и тем самым нарываться на повышающий коэффициент при перезаключении договора, если можно, как и прежде, “по-хорошему” договориться с противной стороной? Известно, что доля тяжелых ДТП составляет примерно 25% от всего количества аварий. Остальные 75% — это мелкие и средние происшествия. Поэтому поле для всяких “сделок” между автовладельцами более чем просторно, считает Федоров.

В идеале же до принятия нынешнего закона необходимо было получше изучить дорожную ситуацию в стране. У нас согласно постановлению Совмина, принятого еще в 1972 году, учитывались только те аварии, в которых пострадали люди. Происшествия только с материальным ущербом так и назывались — неучетные. Протокол, конечно, составлялся, но реальной учетности не было. О них в отчетах так и говорилось — “около миллиона мелких происшествий”. Еще несколько лет тому назад правительству необходимо было отдать соответствующее распоряжение вести статистику мелких происшествий на дорогах. Увы. Вот сегодня приходится расхлебывать...

Во многих европейских странах аналогичные законы, как говорится, продвигались со скрипом. В государствах СНГ они тоже работают по-разному. Например, в Украине подобный закон действует плохо.



Борьба продолжается?

Дума в новом составе обязательно вернется к рассмотрению вопроса об “автогражданке”. По регламенту законопроект должны рассмотреть во втором чтении и принять окончательное решение. Так что все поправки будут рано или поздно рассмотрены. О точных сроках обсуждения говорить рано, поскольку закон давно из экономической плоскости перешел в политическую. Даже после выборов в Думу его ожидает непростая судьба, поскольку закон, как уже писал “МКмобиль”, попадает под президентские перевыборы.

Кроме того, по мнению некоторых специалистов, столь заковыристая судьба закона во многом сложилась из-за “жадности” страховщиков. При желании всегда можно было бы договориться с депутатами о компромиссном варианте, при котором, как говорится, и волки сыты, и овцы целы (последние — это мы с вами, уважаемые автомобилисты), а так этот документ наверняка ожидает ряд судебных исков на предмет его соответствия Конституции России. Впрочем, гораздо в большей степени в несговорчивости виноваты сами депутаты. Даже самый последовательный борец с “автогражданкой” Похмелкин несколько раз менял свои позиции: от декларирования готовности принять любые поправки, полезные для населения, до откровенной и ярой бескомпромиссности “терминатора” по отношению к ОСАГО.

Все же еще остаются шансы, что после горячечного бреда предвыборных баталий стороны внемлют голосу разума и сядут за стол переговоров. Договариваться лучше, чем бодаться. В первую очередь для самих же автомобилистов. Да и надежды на успех больше.



НАША СПРАВКА

Как сообщили редакции в УГИБДД Москвы, штрафовать вас за езду без полиса сотрудники инспекции имеют право не чаще одного раза в сутки. Другими словами, если по пути на работу вам выписали штрафную квитанцию за отсутствие полиса, то, поймав за то же нарушение вечером, — никаких санкций не наложат. Однако если Правительство РФ все-таки сподобится и утвердит порядок задержания транспортного средства, в том числе и за езду без полиса, то его отсутствие приведет ваше авто на штрафстоянку. Не исключено, что страховое лобби приложит все силы и средства, чтобы чиновники поторопились с принятием документа.



НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Владимир ФЕДОРОВ, член Совета Федерации от Республики Карелии, экс-руководитель ГИБДД России:

— Сегодня ситуация сложилась так, что исправить ее уже никто не сможет. Сотрудникам ГИБДД с 1 января 2004 года придется наказывать водителей за отсутствие у них полиса “обязаловки”. Необходимо отметить, что все собранные таким образом штрафы (а это несколько миллиардов рублей) прямиком отправятся в местные бюджеты. Автомобилисты не должны обижаться на инспекторов за составление протокола. Надеюсь, их вышестоящие начальники примут мудрое решение, если в регионе страховщики не справятся с продажей полисов. Такое практиковалось при замене старых водительских удостоверений на новые. В конце года большая нагрузка ляжет на компании, которые должны выписать полисы не менее 12 — 15 млн. автовладельцев. Но это только гипотетически, так как не все автомобилисты ездят зимой.

В реальности цифра окажется меньше. Если страховщики станут задерживать выдачу полисов, можно воздержаться от массового штрафования водителей. Кстати, здесь все зависит от ситуации в конкретном регионе. Хотя, с другой стороны, сотрудника ГИБДД, если он не станет штрафовать автомобилиста за отсутствие у последнего полиса, по закону необходимо привлекать к уголовной ответственности. В общем, крайними в этой ситуации станут инспектора ГИБДД. Именно на них перенесут граждане все недовольство и страховщиками, и правительством, и Госдумой, и Советом Федерации.