В начале декабря сдан в эксплуатацию последний и, пожалуй, по размаху самый грандиозный участок Третьего транспортного кольца — Лефортовский тоннель. Об открытии этого чуда инженерной мысли не писал разве что ленивый. Рассказывали о том, какой он глубокий и длинный, современный и безопасный.
Но не писали о главном — о том, насколько разгрузятся улицы в центре Москвы после его открытия.
Корреспонденты “МКмобиля” провели эксперимент — за несколько дней до открытия тоннеля и через несколько дней после с секундомером в руках нарезали круги по Третьему кольцу.
До открытия
Старт был взят от Беговой в сторону Сущевского Вала ровно в 14. 45. Стоит ли говорить, что Беговая в это время традиционно забита, причем в обе стороны. Причин тому масса. Во-первых, несметное количество грузового транспорта, монотонно плетущегося в двух левых полосах и тормозящего поток. Во-вторых, извечная проблема Беговой — тоннель под Ленинградским проспектом. На этом участке дороги шесть полос движения сужаются до трех, из-за чего и возникают заторы. Проект реконструкции тоннеля уже давно пылится в кабинетах чиновников Москомархитектуры и, похоже, долго еще будет пылиться. Причина стара как мир — отсутствие денег в городской казне. Когда они появятся, сказать трудно. Очевидно, не раньше чем через два года, когда будет закончена реконструкция Сущевки.
В 14.59 от Беговой мы доехали до Сущевского Вала, а это шесть с небольшим километров. Результат не из самых худших — обычно на этот отрезок тратится не меньше 25 минут. Движение на Сущевке в сторону улицы Бакунинской относительно свободное, если учесть, что там полным ходом идет подготовка к раскопкам тоннеля. Напомним: в октябре этого года начались работы по реконструкции Сущевского Вала. Сейчас идет так называемый первый, подготовительный этап — дорожники расширяют прилегающие к Сущевке улицы (Шереметьевскую, 2-ю улицу Марьиной Рощи, Стрелецкую и Полковую), перекладывают подземные коммуникации. Рабочие обещали завершить первый этап к ноябрю 2004 года, однако благодаря прессингу столичной мэрии окончание работ перенесли на более ранний срок — на середину лета. Далее начнется второй этап — выкапывание тоннеля. Участок проводимых в будущем работ — аж полтора километра. На все время раскопок (а это без малого год) будет полностью перекрыто движение по Сущевскому Валу. Автомобили пустят в объезд по близлежащим улицам, которые сейчас как раз и расширяют. Но это все в будущем, а пока — более или менее свободно, хотя пятикилометровый отрезок от Сущевского Вала до Бакунинской улицы мы ехали четверть часа.
Итак, в 15.15 мы в районе Бакунинской улицы. Движение на редкость свободное: от Бакунинки до того момента, как уперлись в еще достраивающийся Лефортовский тоннель (это примерно три километра), прошло от силы полторы минуты.
Чтобы вновь попасть на Кольцо, необходимо ехать окольными путями — через Красноказарменную улицу и шоссе Энтузиастов. Расстояние, надо заметить, небольшое — каких-то четыре километра, но вот потраченное время! Сорок три минуты мы мучили рычаг коробки передач, переключая его с первой на нейтраль.
Кое-как выбравшись из “стояка”, вновь попали на ТТК и двинулись в сторону Рязанского проспекта. Трасса более чем свободна — этот отрезок пролетели менее чем за две минуты. Горько разочаровали моторизованных жителей юго-востока столицы отцы-основатели Транспортного кольца — не сделали съезды в сторону Центра. Официальная причина — чтоб не загружать центр города транспортом. Неофициальная — денег не хватило.
...Четыре минуты занял путь от Рязанки до Волгоградского проспекта. С нашей стороны транспортный поток был более чем незначительный, а вот на встречном направлении творилось черт знает что: из-за того, что на Нижегородской улице (в сторону области) при съезде с Третьего кольца отсутствует полоса разгона, водителям крайне сложно влиться в плотный поток транспорта, идущего по Нижегородке. Нередко происходят мелкие аварии, полностью парализующие движение. Сотрудники отдела ГАИ Юго-Восточного округа устали обивать пороги чиновничьих кабинетов, но строительства полосы разгона так и не добились.
Миновав пересечение с Волгоградским проспектом и доехав за шесть минут до Автозаводского моста, нам пришлось существенно сбавить скорость. Вялотекущее движение на этом участке Третьего кольца скорее правило, нежели исключение, а все из-за Варшавского шоссе, которое в силу своей перегруженности не принимает транспорт. Осложняют ситуацию и недисциплинированные водители, пытающиеся съехать на Варшавку со второго и третьего рядов. В итоге путь от Автозаводского моста до Варшавского шоссе занял... 33 минуты!
После Варшавки движение ожило, правда, ненадолго. За каких-то десять минут проехав Гагаринский тоннель и Лужнецкую эстакаду, вновь уперлись в густой затык, аккурат перед Кутузовским тоннелем. Причина все та же — тоннель под Ленинградкой. В общем, с того момента, как мы нырнули в Кутузовский тоннель и проехали (читай — простояли) 7 километров (до точки старта), прошло 46 минут. Хотя это далеко не рекорд. За наше путешествие по Третьему, еще недостроенному кольцу мы намотали чуть больше сорока километров и потратили 3 часа 05 минут, и это при том, что не было аварий. Средняя скорость движения — 15 км/ч.
После открытия
Расписывать во всех подробностях второе путешествие нет смысла. Аналогичная “пробка” на Беговой до Ленинградского тоннеля. Небольшое затруднение на Сущевке, свободная трасса в районе Бакунинской улицы, извечные проблемы на Варшавке...
Единственный участок, который действительно помог сэкономить время — это Лефортовский тоннель. Четыре минуты, и мы уже в районе шоссе Энтузиастов. Напомним, что в первую поездку, когда тоннеля еще не было, на это у нас ушло сорок три минуты.
Подытожим. На второй круг почета по Третьему транспортному кольцу мы затратили 2 часа 11 минут. Экономия, конечно, ощутимая, но лишь при условии, что вы собираетесь нарезать круги по ТТК или вы — житель Восточного и Юго-Восточного округов Москвы. В остальном — те же яйца, только в профиль.