Поистине шикарный подарок в преддверии Нового года преподнесло Правительство России российским стражам дорожного порядка — внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Отныне служивые смогут задерживать автомобили и отправлять их на штрафстоянки, снимать номера за отсутствие талона техосмотра и... ставить штрафников на “счетчик”.
Загреметь на нары рискует каждый нарушитель ПДД, вовремя не оплативший штраф. Именно таким радикальным методом решили бороться власти со злостными неплательщиками. В лучшем случае водитель отделается не административным арестом, а удвоенным штрафом. Но обо всем по порядку.
16 декабря вступили в силу поправки в КоАП, весьма серьезно осложняющие жизнь автомобилистам. В частности, внесены изменения в статью 20.25 КоАП РФ, ранее предусматривавшую наказание за такое редкое правонарушение, как “самовольное оставление места отбывания административного ареста”. Теперь же эта статья предусматривает наказание “за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом”, и грозит злостному неплательщику либо удвоением этого штрафа, либо “административным арестом на срок до 15 суток”. Напомним, что согласно российскому законодательству срок, отпущенный для уплаты штрафа, составляет 30 дней, а время, отведенное для обжалования постановления о наложении штрафа, — 10 дней. Резонный вопрос: что будет с нарушителями ПДД, попавшими в руки ГАИ до 16 декабря? Если срок уплаты штрафа истек до указанной даты, то никакой угрозы удвоения штрафа или тем паче перспективы провести 15 дней за решеткой нет. А вот если срок оплаты истек после 16 декабря, то отвечать придется по всей строгости свежеиспеченного закона.
На практике это будет выглядеть так: вас за нарушение останавливает сотрудник ГАИ, выписывает протокол, выносит постановление о наложении штрафа и с квитанцией отправляет в Сбербанк. В течение месяца вы должны оплатить свою “шалость” и копию квитанции отправить в то подразделение ГАИ, сотрудник которого вас штрафанул. Если же поленитесь или попросту забудете отправить копию оплаченной квитанции гаишникам, то штраф считается неоплаченным, и служивые передадут ваше дело в суд, ну а там — как фишка ляжет.
Выколачиванием денег из неплательщиков будут заниматься судебные исполнители. Понятное дело, что ради 50 рублей за непристегнутый ремень пристав к вам не побежит. Однако Правительство РФ уже в первом квартале 2004 года обещает приравнять штрафной МРОТ в 100 “деревянных” к обычному 600-рублевому. Теперь представьте: за управление авто под балдой вы должны заплатить от 10 до 20 МРОТ, то бишь от 6000 до 12 000 рублей. В случае неуплаты вы задолжаете государству от 12 000 до 24 000! Не хило? Теперь можно утверждать, что принцип неотвратимости наказания заработает в прежнем — полном — объеме.
О необходимости столь драконовских мер разговоры велись с момента принятия новой редакции КоАПа в 2002 году. Кровавые плоды нового Кодекса мы пожинали в прошлом году, когда в автокатастрофах погибли более 33 000 человек. К тому же из-за Кодекса возникли проблемы с наполняемостью бюджета, в который закладывались штрафы за нарушения ПДД. Теперь же, по мнению правительственных чинов, подобные проблемы отпадут сами собой.
Водители и правозащитники, мягко говоря, пребывают в шоке. По их мнению, это вовсе не нормализует ситуацию, а, напротив, только усугубит и приведет к гаишному беспределу. Но в ГУ ГИБДД России утверждают, что законопослушным водителям пугаться этих мер не стоит: не нарушай — не будешь платить. В общем-то резонно.
Однако эти штрафные поправки отнюдь не единственные. Еще один сюрприз (который приятным даже в пьяном бреду не назовешь) приготовило для водителей российское правительство. Одним своим росчерком премьер-министр Михаил Касьянов вернул в жизнь автовладельцев уже порядком позабытый кошмар — эвакуаторы и штрафстоянки. Напомним, что задержание (говоря проще — эвакуация) транспортного средства возможно лишь при следующих нарушениях: езда в “датом” виде, управление автомобилем без водительского удостоверения, регистрационных документов (в том числе полиса “автогражданки”!), доверенности, за управление авто с неисправной тормозной системой или рулевым механизмом, за отказ проходить медосвидетельствование на состояние опьянения, нарушение правил остановки и стоянки, из-за чего возникло препятствие для других участников движения. За отсутствие талончика ГТО не предусмотрено задержание автомобиля, однако теперь на вполне законных основаниях с вашего “коня” могут снять регистрационные знаки.
Вернемся к эвакуаторам. Действующий административный Кодекс (статья 27.13) гласит, что порядок задержания транспортного средства устанавливается Правительством РФ.
— Постановление Правительства России о задержании автомобилей в хитрой форме противоречит КоАПу, — считает вице-президент “Движения автомобилистов России” Леонид Ольшанский. — В частности, в правительственном документе сказано, что доставка транспортного средства на стоянку происходит при помощи другого транспортного средства. Если этим другим транспортным средством окажется эвакуатор, то можно оказывать любое, даже физическое сопротивление, поскольку эвакуаторы незаконны. Более того, депутаты в свое время не случайно написали, что порядок задержания устанавливается Правительством РФ, — продолжает Леонид Дмитриевич. — Это было сделано для того, чтобы вся страна жила единообразно. Однако правительство не хочет единообразия и в своем документе написало, что порядок оплаты устанавливается органами местной власти. Это означает, что грабительские тарифы будут опять устанавливать местные чиновники...
То, что происходило с автомобилями на штрафстоянках, знают все автомобилисты. В большинстве случаев автомобили разбирались на запчасти или продавались с молотка, а если объявлялся законный владелец, то ему говорили, что автомобиль угнали...
Неужели все возвращается?