1580

Бензин заколебался

На днях Госкомстат подвел итоги роста потребительских цен на бензин в РФ за первую неделю января. Вопреки пессимистичным утверждениям о новогоднем росте цен, они увеличились только на 0,1%.
Поделиться

На днях Госкомстат подвел итоги роста потребительских цен на бензин в РФ за первую неделю января. Вопреки пессимистичным утверждениям о новогоднем росте цен, они увеличились только на 0,1%.


Стоимость бензина с 30 декабря по 5 января повысилась в 10 областных центрах России, при этом наибольший рост зафиксирован в Кирове — в среднем на 1,9%. В 77 городах цены на автомобильное топливо не изменились. А в Воронеже даже пошли вниз — на 0,1%. А вот в Москве они повысились на 0,3%. В Питере ценники на АЗС за неделю не поменялись. Средняя же цена литра бензина по России составляла: Аи-80 — 9 руб. 07 коп., Аи-92 — 11 руб. 32 коп., Аи-95 — 12 руб. 55 коп.

Как известно, розничные цены на бензин зависят от стоимости опта. А последние — от стоимости процессинга (переработки) и сложившихся внутренних цен. Как складывалась ситуация на рынке в последнее время? За минувший год цена на нефть повысилась в четыре с половиной раза. В декабре-феврале прошлого года она колебалась в пределах 1200—1400 руб. за тонну. В августе и сентябре цены поднимались до 5200 руб. за тонну. Такие колебания были связаны с экспортными пошлинами и другими факторами, например, ростом общемировых цен.

По мнению специалистов столичного нефтяного рынка, в этом году сложилась уникальная ситуация, при которой цены на нефть держатся в пределах 4500—5000 руб. за тонну.

В прошлые годы зимой нефтяные и топливные компании всегда накапливали свою маржу, чтобы летом работать “по нулям”. Однако сейчас, как считают эксперты, “никто ничего спланировать не может”. Мировые цены растут, экспортные возможности возрастают, возникает даже некоторый дефицит нефти на внутреннем рынке.

— Зачем компаниям перерабатывать нефть, когда ее можно в сыром виде отгрузить за рубеж и заработать значительно больше, чем от переработки и продажи на внутреннем рынке? — заявил “МКмобилю” специалист, пожелавший остаться неизвестным.

В итоге возникает значительный дефицит нефти на внутреннем рынке и держатся высокие цены. Понятно, рознице тоже приходится корректировать свои цены — в сторону увеличения, разумеется. Кроме того, повышаются затраты на производство нефтепродуктов из-за роста цен на электроэнергию, техническую воду и другие нужды. Недавнее повышение железнодорожных тарифов на перевозку нефтепродуктов также негативно скажется на потребителе.

Морозный коэффициент

В каком ценовом коридоре эти процессы сможет контролировать Правительство России — вот вопрос из вопросов. Если не будут установлены жесткие квоты поставок нефти на внутренний рынок, то стоимость бензина может колебаться в огромных пределах, утверждают специалисты.

Поэтому введение с 1 февраля новых экспортных пошлин на нефть — это желание Правительства России удовлетворить потребности внутреннего рынка по сходной цене. Если пошлины будут и далее расти, компании станут поставлять нефть на внутренний рынок, и цены на нее понизятся.

Что касается розницы, то здесь действует закон спроса и предложения. Зима — время сезонного понижения цен на бензин. Сильные морозы — водители меньше ездят, топлива также требуется меньше. С другой стороны, повысятся цены на АЗС — продажи топлива снизятся еще больше. Кроме того, автомобилисты начнут искать бензин по минимальной цене. Поэтому резкого повышения стоимости бензина, считают эксперты, не произойдет.

Многое зависит и от политики на рынке конкретных компаний. Например, в столице “Московская топливная ассоциация” регулирует розничные цены. Хотя отдельные попытки повышения цен наверняка будут, предполагают аналитики. Тем не менее повышение стоимости бензина, предположим, на 4—5 руб. за литр 92-го — весьма сомнительная перспектива: кто будет покупать его за такие деньги? Всем известно — в городе высокая конкуренция между продавцами и действует реальный рыночный механизм ценообразования.



НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Григорий СЕРГИЕНКО, исполнительный директор “Московской топливной ассоциации” (МТА):

— Однозначно утверждать, что в ближайшее время произойдет повышение цен на бензин, сложно. Сегодня ситуация развивается следующим образом. Оптовые цены пошли вниз — это характерно для зимы, поскольку спрос уменьшается, и оптовики, чтобы сохранить спрос на горючее, даже понижают цены на некоторые виды нефтепродуктов. В то же время, если посмотреть на контракты предыдущих лет, держится достаточно высокая цена на нефть на внутреннем рынке. Это обусловлено довольно высокими темпами экспорта нефти, поскольку за рубежом складывается благоприятная конъюнктура, которую используют все, чтобы заработать.

Второй немаловажный фактор, влияющий на ценообразование, — с Нового года акцизы на бензин увеличились на 10—12%. Плюс возросли накладные расходы собственников АЗС из-за более высокой платы за землю и электроэнергию. Кроме того, увеличились железнодорожные тарифы на перевозку нефтепродуктов. С другой стороны, как известно, отменен 5%-й налог с продаж и уменьшился НДС. Поэтому на рынке сложилась ситуация, при которой идет процесс определения новых ценовых взаимоотношений. Какие тенденции будут преобладать на столичном рынке, станет ясно только к концу января — началу февраля.

Пока в Москве розница достаточна стабильна, при некотором снижении оптовых цен. Многие продавцы еще живут за счет старых запасов. А вот факторы, о которых я говорил выше, сыграют свою роль при закупке новых партий топлива. Только тогда станет понятно, что именно — повышение или понижение — будет преобладать в ценовом паритете.