1761

Драйв во хмелю

Не так давно российскую автомобильную общественность ввергло в шок намерение Главного управления ГИБДД России вернуть инспекторам ДПС некогда потерянные функции — вновь дать им право проводить медосвиде-тельствование на состояние алкогольного опьянения без участия медиков.
Поделиться

Не так давно российскую автомобильную общественность ввергло в шок намерение Главного управления ГИБДД России вернуть инспекторам ДПС некогда потерянные функции — вновь дать им право проводить медосвиде-тельствование на состояние алкогольного опьянения без участия медиков.


Подобного хода от главных гаишников страны следовало ожидать давно, поскольку с тех пор, как “продувка” стала прерогативой медиков, выявляемых пьяниц стало в разы меньше. Вместе с тем, как показывает статистика, увеличилось число аварий по вине датых “рулевых” — это каждая шестая автокатастрофа. Если сюда присовокупить еще и мелкие ДТП, где пострадало только “железо”, то получится чуть ли не каждое четвертое. Короче говоря, за последние годы количество любителей бухнуть перед поездкой заметно выросло.

По мнению начальника отдела административной практики и дознания ГУ ГИБДД МВД РФ Владимира Кузина, автоинспекторам нужно дать право определять тяжесть опьянения без участия медиков. По его словам, если инспектора будут сами проводить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения “при помощи специальных приборов”, нетрезвых водителей за рулем станет меньше.

Звучит, конечно, красиво, но в этих словах нет прямой причинно-следственной связи, ведь заядлым пьяницам что в лоб, что по лбу — от того, кто их будет “продувать”, пить они меньше не станут.

К тому же передача медицинских функций в гаишные руки может привести к весьма неоднозначным последствиям. Водители, свято соблюдающие алкогольное табу, могут стать жертвами недобросовестных служивых. К примеру, в конце августа прошлого года службе собственной безопасности московской ГАИ стало известно, что в одном из округов Первопрестольной дорожные милиционеры “стригли” с водителей деньги весьма изощренным способом. Поздней ночью останавливали трезвого как стекло шофера и... обвиняли его в пьянке. Между якобы датым водителем и инспекторами завязывалась жаркая дискуссия — один с пеной у рта доказывал, что не употреблял ни грамма, другой — прямо противоположное. После долгих споров гаишник давал водителю недвусмысленно понять, что вопрос можно решить полюбовно и не ехать к медикам, где водилу непременно (!) признают пьяным. Рядового автомобилиста такой расклад в корне не устраивал, поэтому он отказывался как платить инспектору откупные, так и ехать к врачам. Но по действующему КоАП водитель, отказывающийся проходить освидетельствование, чуть ли не автоматически признается нетрезвым и несет ответственность по всей строгости закона. Подобные истории, увы, не редкость. В гаишной структуре (как, впрочем, и в любой другой) имеются отъявленные “отморозки”, пришедшие в органы лишь для набивки собственных карманов.

Теперь представьте, какая вакханалия может начаться на дорогах, если эти “оборотни” получат право “продувать” шоферню? По действующему законодательству медики являются третьей стороной, которой, грубо говоря, побоку — трезв водитель или же лыка не вяжет. Благодаря их непредвзятости и соблюдается законность. Если исключить из этой цепочки людей в белых халатах, мы опять вернемся во времена, когда по малейшему подозрению инспектора признавали водителей под мухой.

Напомним, что только медработник способен определить степень вменяемости водилы, поскольку подозрительный запах изо рта может быть вызван болезнью желудка или употреблением лекарственных препаратов. Кстати, трубочки для “продувки” иногда реагируют на употребленные лекарства, и лишь только проведя дополнительные исследования (поза Ромберга, анализ мочи и т.д.), можно узнать, пьян человек или нет. Гаишники, как мы помним по былым временам, обычно ограничивались трубочкой.

Хотя нельзя не признать: у сторонников упрощенной процедуры медосвидетельствования найдется и немало сторонников. В минувшем году по вине любителей езды подшофе погибли почти 6000 и получили ранения 41 000 человек. А сколько трагедий инспекторам ДПС удалось предотвратить! За 12 месяцев 2003 года гаишники поймали 1 200 000 (!) нетрезвых водителей. Каждый из них — потенциальный убийца.

Главная сложность, с которой сталкиваются инспектора при выявлении пьяных водил, — это удаленность медпунктов от постов ДПС. В крупных городах, разумеется, такой проблемы в работе нет, а вот на областных дорогах служивые сталкиваются с этим сплошь и рядом. Иногда медики находятся в двух часах езды от трассы, и пока гаишники везут “бухарика” на “продувку”, происходит естественное отрезвление, в связи с чем поездка оказывается холостой.

Также впустую инспектора катаются по медучреждениям, когда от остановленного водителя разит спиртным, но на вид человек как огурчик. Врачи констатируют, что духан — это остаточное явление от былого возлияния, а сам водитель трезв. Чтобы не терять времени, некоторые инспектора за свои кровные приобретают алкометры. В случае если на индикаторе приборчика загорится красный свет, дорожные милиционеры везут шофера на “продувку”. Ну а если алконометр невозмутим, как обои, — водителя отпускают на все четыре стороны.

И вместо того чтобы полностью передавать функцию проведения медосвидетельствования в руки ГАИ, не лучше ли вооружить каждого инспектора (за государственный счет) алкометром? К тому же в нашем законодательстве зияют солидные дыры, к примеру, низкие штрафы за езду под балдой и отсутствие более сурового наказания за повторное пьянство.