Миллионы автовладельцев с нетерпением ждут облегчения страхового бремени, о чем публично высказался и президент страны, и его верные народные депутаты. Однако страховщики всячески затягивают решение проблемы.
Что в очередной раз подтвердил завершивший на днях свою работу президиум “Российской ассоциации страховщиков” (РСА).
Недавно ГИБДД России подвела итоги аварийности на наших дорогах за прошлый год. По статистике, самой аварийной признана Московская область. Здесь произошло 14 050 случаев ДТП, в которых погибли 3049 человек. Москва оказалась на втором месте — 9520 и 1337 соответственно. Как известно, территориальный коэффициент для столицы (2) выше, чем для области (1,6—1,8). Ранее такую разницу “в пользу” Москвы страховщики определяли ее более высокой аварийностью. Но почему-то на наш вопрос, а будут ли изменены коэффициенты для Первопрестольной в сторону понижения, страховщики ответили довольно уклончиво.
Как сообщил президент союза Евгений Кургин, к 1 февраля этого года продано 16 млн. полисов ОСАГО. Компаниями собраны 31,4 млрд. руб. страховых взносов. По словам Кургина, в целом по стране выплаты по сравнению с числом заключенных договоров идут опережающими темпами. Если количество заключенных договоров выросло в 1,6 раза, то число страховых случаев — в 3,5 раза. Например, в IV квартале прошлого года страховые компании выплатили в пять раз больше, чем в III квартале 2003 года.
Вот некоторая статистика обязательного автострахования.
За десять месяцев работы закона по “обязаловке” заявлено 116 тыс. страховых случаев. Урегулировано убытков по 78 тыс. полисам. Выплаты составили 1,6 млрд. руб. при средней выплате по страховому случаю в 22 тыс. руб. Средняя стоимость полиса ОСАГО составила чуть больше 1922 руб.
Конечно, больше всего представителей СМИ интересовало, будут ли страховщики понижать ставку базового тарифа, что стало камнем преткновения на заседаниях Госдумы, где обсуждались вопросы “обязаловки”. Однако присутствующих ожидало разочарование. Сергей Саркисов, гендиректор страховой компании “Ресо-гарантия”, в этом вопросе сослался на представителей Минфина, по словам которых “речь о пересмотре базовых тарифов в правительстве не велась”. По словам Юрия Бугаева, зампредседателя правления РСА, представители страховщиков принимали участие в работе по уточнению размеров коэффициентов. Как выяснилось, предложения касаются размеров территориального коэффициента, а также коэффициентов возраста и стажа водителя. Кроме того, уточнен новый порядок допущения граждан к управлению автомобилем. Эти предложения сформулированы и даже “зафиксированы на бумаге”. Как подчеркнул Бугаев, с этими поправками вполне может и согласиться страховое сообщество. Тем не менее каким будет окончательный вариант этих поправок, пока неясно, заявил он. Практически все предложения по коэффициентам обязательно передадут на рассмотрение в правительство.
Ни шагу назад
Как рассказал Кургин, все изменения в ОСАГО должны делаться на основании статистики. Причем, как подчеркнул он, “не со стороны ГИБДД, а со стороны страховых компаний”. Как только ее получим, заверил он, РСА будет предлагать свои изменения.
Когда же страховщики получат эту статистику? По словам представителей РСА, тарифы придется менять только через 3—4 года работы...
Другой вопрос касался начала работы аварийных комиссаров. Нынешние огромные очереди пострадавших автомобилистов в группы разбора ГИБДД напрямую связаны с полным отсутствием этих самых комиссаров на наших дорогах.
По словам Кургина, у нас вместо аварийных комиссаров существуют так называемые независимые эксперты. Но сегодня они работают полузаконно. Документов, которые должны быть утверждены по этой категории специалистов Минтрансом, Минюстом и МВД, не существует.