1719

Средство от дорожного «запора»

Северо-запад Москвы у автомобильной братии ассоциируется, пожалуй, с многокилометровыми “пробками” в Митине. Но, говорят, эта сомнительная достопримечательность района вот-вот должна исчезнуть. Правда это или слухи, наш корреспондент Дмитрий ЗЛЕНКО выяснял у начальника отдела ГИБДД УВД Северо-Западного округа Москвы Бориса ВСЕХСВЯТСКОГО.
Поделиться

Северо-запад Москвы у автомобильной братии ассоциируется, пожалуй, с многокилометровыми “пробками” в Митине. Но, говорят, эта сомнительная достопримечательность района вот-вот должна исчезнуть. Правда это или слухи, наш корреспондент Дмитрий ЗЛЕНКО выяснял у начальника отдела ГИБДД УВД Северо-Западного округа Москвы Бориса ВСЕХСВЯТСКОГО.


— Недавний теракт в московском метро перевернул привычную жизнь горожан с ног на голову. Как этот инцидент отразился на работе ГАИ в вашем округе?

— Все силовые структуры, и Госавтоинспекция в том числе, перешли на усиленный вариант несения службы. В нашем округе личный состав ГАИ работает практически без выходных. Тщательно проверяем въезжающий в столицу транспорт и лиц, находящихся в авто. Ко всему прочему, проводим работу в автобусных парках: беседуем с администрацией и водителями, рассказываем, как надо действовать при обнаружении бесхозных или подозрительных вещей. Мы разработали и раздали водителям общественного транспорта специальные памятки.

Усилили нарядами ДПС все возможные въезды и выезды округа — у нас на территории 14 выездов, из которых только 4 перекрыты стационарными постами-пикетами, оставшиеся 10 мы закрываем передвижными нарядами дорожно-патрульной службы. Более того, возле станций метро, больниц, тоннелей, мостов и крупных транспортных развязок находятся экипажи ГАИ. В общем, делаем все возможное, чтобы предотвратить новые трагедии.

— Какие-нибудь плоды это усиление уже принесло?

— Буквально за первые четыре дня мы выявили трех граждан, находившихся в федеральном розыске, а также 17 автомобилей, разыскиваемых по различным причинам.

— Коль мы заговорили о криминале, часто ли на северо-западе столицы воруют автомобили?

— Я бы не сказал, что наш округ сильно выбивается из общегородской статистики. К примеру, в прошлом году у нас случилось чуть более 1200 угонов, а 830 из ранее угнанных автомобилей были найдены и возвращены законным владельцам. Хотелось бы отметить, что наши инспектора в 2003-м задержали 113 человек, находившихся в федеральном розыске.

— Из каких районов чаще угоняют транспорт?

— В Митине в прошлом году совершено 286 угонов, в Строгине — 215, в Хорошево-Мневниках — 204. В остальных районах цифры намного ниже.

— Что играет на руку автоворам?

— Как я уже говорил, у нас имеется 10 выездов, не перекрытых стационарными постами-пикетами. Сотрудники, которые на этих выездах организуют заслон, иногда вынуждены отъезжать на оформление ДТП, и этим угонщики пользовались. Теперь же мы эти 10 выездов без присмотра не оставляем, поэтому автоворам стало сложнее заниматься своим криминальным промыслом.

— А случались ли “красивые” задержания: со стрельбой, погонями?

— Семь или восемь раз в прошлом году наши инспектора применяли табельное оружие. Очень эффектное было задержание, когда Mercedes Gelaendewagen угнали на северо-востоке и по городу объявили план “Перехват”. Наши инспектора, патрулировавшие на Ford территорию, обнаружили эту машину. Началась погоня, закончившаяся не в пользу угонщика: в районе 1-го автокомбината инспектора ДПС прижали автомобиль к обочине, и автовор, спасаясь бегством, первым же выстрелом был ранен в ногу. Использование оружия нашим сотрудником признано правомерным.

Еще несколько раз приходилось стрелять по колесам, правда, иногда вместо угонщика в авто находился водитель в изрядном подпитии.

— Взвод розыска в прошлом году получил несколько новых машин. Инспектора жалуются, что на этих “тачках” невозможно работать, поскольку они не раскрашены, как патрульные авто, не имеют ни “мигалок”, ни звуковых сирен. Как останавливать нарушителей и автоворов — непонятно. Неужели денег не хватило, чтобы оборудовать авто как надо?

— Эти машины — своеобразная конспирация для наших розыскников. Автомобили внешне выглядят как обычные гражданские машины, сделано это для того, чтобы они не бросались в глаза угонщикам и прочим криминальным элементам. Не секрет, что преступники, издали заметив патрульную машину, стараются скрыться, а когда наш гаишный автомобиль “затерян” в общем потоке, вести борьбу с криминалом гораздо легче.

— С первого января этого года в полную силу заработал закон об обязательной “автогражданке”. Как это отразилось на вашей службе?

— Вынужден констатировать, что работать стало сложнее. Мы предвидели рост мелкой аварийности, но не думали, что увеличение будет аж в 3 раза. Если раньше среднесуточное число аварий в нашем округе колебалось от 30 до 40 ДТП, то сейчас, по данным на конец января, в некоторые дни количество “мелочовки” переваливает за сотню!

В связи с этим возросла нагрузка на инспекторов ДПС, которые, едва оформив одну аварию, мчатся на следующую. Сложнее стало работать группе административной практики — резко увеличился документооборот. Страховые компании требуют различные справки, копии протоколов… На их оформление нужно время и дополнительные люди. Вдумайтесь: примерно 100 дорожно-транспортных происшествий в день рассматривают инспектора так называемой группы разбора. Еще в прошлом году, как раз для разбора мелких ДТП, я выделил еще один кабинет и соответственно увеличил штат сотрудников. Благодаря этому очереди у нас не такие большие, как могли бы быть. Кроме того, составлен поминутный график приема граждан, попавших в аварию: как только инспектор оформил ДТП, он по рации связывается с дежурной частью и выясняет, в какой день и в какое время можно прийти водителям в ГАИ для “разбора полетов”. Иными словами, прием происходит по записи, а не методом живой очереди.

— А как обстоят дела с авариями, где есть пострадавшие?

— В прошлом году на нашей территории произошло 730 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 80 и получили ранения 786 человек — примерно по две аварии в день.

— Как часто участниками ДТП становятся дети?

— Печально, но в прошлом году в округе погиб один ребенок и 95 получили травмы различной степени тяжести. Я считаю, что когда речь идет о детях, любая цифра — это очень много. И особенно обидно, что в последнее время участились случаи, когда дети попадают под колеса авто, находясь вместе с родителями. Также они становятся участниками ДТП, находясь в салоне автомобиля. Эти факты в общем-то свидетельствуют о беспечности взрослых.

— У вас в округе есть детские городки, где подростков обучают основам поведения на дорогах?

— К сожалению, таких масштабных городков, как в Западном округе, у нас нет. Но в каждой школе имеется мини-городок, уголки по безопасности дорожного движения. Сотрудники ГАИ регулярно обходят школы, проводят занятия с детьми и следят за тем, чтобы уголки по БДД обязательно были.

— Хотелось бы спросить о маршрутных такси. Делают ли они вам погоду в плане аварийности?

— На показатели аварийности в округе маршрутки влияют несильно. Они, конечно, попадают в ДТП, но в большинстве случаев виновниками не являются. Проблема в другом — маршрутные такси плохо влияют на пропускную способность некоторых улиц — водители такси подолгу стоят на остановках общественного транспорта, дабы полностью наполнить “Газель”, в то время как обычные автобусы за несколько секунд сажают пассажиров и едут дальше. В общем, пока “Газель” стоит, большие автобусы не могут подъехать к остановке и вынуждены высаживать пассажиров, находясь во втором ряду движения, что приводит к образованию заторов.

— Не так давно в Москве и Московской области проходил рейд по маршруткам. Каковы результаты этого мероприятия в вашем округе?

— На трех машинах были установлены дополнительные сиденья без соответствующего разрешения, очень много маршруток, в которых отсутствовала аптечка и (или) огнетушитель. У некоторых авто проблемы с открыванием задних эвакуационных дверей… По водителям проблем не возникло, хотя раньше имелись прецеденты, когда у шоферов не было “прав” соответствующей категории. Что касается Правил дорожного движения, то мы выявили и пресекли нарушения правил маневрирования, остановки. Попадались и наглецы, колесившие по тротуарам. Но хочу сказать, что за последний год ситуация с маршрутными такси улучшилась. Мы плотно работаем с руководителями этих организаций и добились общими усилиями того, что сейчас существует 100%-ный предрейсовый медконтроль. Кстати, и по техническому состоянию автопарк маршруток стал намного лучше.

— Вернемся к дорожно-транспортным происшествиям. Какие улицы в вашем округе наиболее аварийно опасны и где водителям надо проявлять особую осторожность?

— В минувшем году на Волоколамском шоссе произошло 73 ДТП, на Пятницком — 55, на улице Свободы — 54, на улице Народного Ополчения — 50… Это, пожалуй, наши очаги аварийности. Ну а что касается осторожности, то о ней не нужно забывать ни на каких, даже пустых улицах.

— Каковы основные причины ДТП в Северо-Западном округе?

— Нарушение правил проезда перекрестков, выезд на полосу встречного движения, превышение максимально разрешенной скорости. Кстати, как бы это парадоксально ни звучало, но там, где больше “пробок”, меньше аварий. Можно сказать, что “пробки” спасают жизни.

— Вот и давайте поговорим о наболевшем, то бишь о “пробках”. Сколько автомобилей состоит у вас на учете?

— По данным на первое января — 174 000 транспортных средств на 760 000 жителей округа. Плюс огромный приток транспорта дает нам Подмосковье: Красногорск, Истра, Дедовск, Химки… Автомобильные потоки у нас очень плотные, особенно в утренние часы пик. Традиционно забито Волоколамское шоссе, Нижние Мневники… Ситуация очень сложная в Строгине.

— Вы почему-то Митино не упомянули...

— Если можно так выразиться — это больная тема.

— Вроде бы в Митине тянули ветку метро, но почему-то строительство “заморозили”. Вам не известно, когда будет эта эпопея завершена?

— Про метро ничего обнадеживающего сказать не могу. Но знаю, что в этом году начнут строить второй выезд из Митина. Построят дублер Пятницкого шоссе за счет продления Митинской улицы. Благодаря этому автомобилисты смогут объехать Митинский радиорынок, хотя скажу, что он проблемы нам доставляет только в выходные. В нашем округе улично-дорожная сеть не поспевает за темпами роста жилых секторов: число жителей с каждым годом растет, а новые автомобильные трассы не строятся. Кстати, вероятно, появится выезд на МКАД с Путилковского шоссе, но это пока отдаленные планы. Единственное средство от уличных заторов — это строительство дорог.

— Хорошо ли оснащена ГАИ северо-запада необходимым оборудованием, автомобилями, средствами связи, формой?..

— В этом отношении проблем практически нет. Нам хорошо помогают и правительство города, и управление столичной ГАИ, и префектура. В этом году к нам в округ пришло несколько новых машин... Есть небольшие проблемы с ремонтом внутренних помещений — хотелось бы, конечно, немного улучшить условия для приема населения, но, думаю, что и этот вопрос скоро решится.

— А как обстоят дела с комплектностью личного состава?

— На сегодня у нас рабочий некомплект всего 3 человека.

— Вот уже несколько лет, как автомобили ГАИ и прочих милицейских служб могут заправляться только на автозаправках ГУВД Москвы, хотя раньше могли делать это практически на любых АЗС. Сложно ли вам работать в таких условиях?

— Во-первых, в соседнем округе, на Рябиновой улице, есть заправка ГУВД, а это не так далеко от нас — около 7 километров. Во-вторых, между сетью заправок и отделом ГАИ северо-запада заключен договор, позволяющий патрульным машинам заправляться на них. Так что сложностей, во всяком случае у нас в округе, нет.

— Какие специфические особенности округа, накладывающие отпечаток на вашу службу, вы бы могли выделить?

— Очень большая водная акватория, и летом, в период массового отдыха, у нас возникают сложности в Серебряном Бору, в Строгинской пойме. Очень большой поток транспорта, что осложняет движение. Летом же появляется много пьяных водителей. По выходным силы отвлекаются на Митинский радиорынок для протяжки транспорта. Тушинский аэродром доставляет определенные хлопоты, поскольку там регулярно проходят различные фестивали, концерты, выставки.

— Скоро начнется сезон, когда одни моторизованные граждане потянутся на ТО, а другие будут покупать новые авто. Вы готовы к наплыву людей?

— По работе МОТОТРЭР проблем нет — на Врачебном проезде и на улице Исаковского у нас есть МОТОТРЭРы, работающие в 12-часовом режиме. Очереди можно наблюдать лишь в первой половине дня во вторник.

В другие дни на них даже намека нет. Помимо прочего в Строгине сейчас строится новый комплекс: большая площадь, удобные помещения для сотрудников и граждан, комфортный зал ожидания, буфет… При благоприятных финансовых обстоятельствах к концу года мы уже откроемся, ну а сейчас там полным ходом идут отделочные работы, позже предстоит монтаж оборудования.

— Вы почти 12 лет возглавляете отдел ГИБДД Северо-Западного округа. В чем секрет профессионального долголетия, ведь во многих округах успели смениться по два-три начальника?

— Сам удивляюсь. Очевидно, те меры, что я применяю для организации работы ГАИ у себя в округе, устраивают руководство.

— С подчиненными вы суровый начальник?

— Стараюсь быть справедливым, и если наказываю, то только за дело. Суровостью и строгостью сейчас никого не удивишь. Если ты несправедлив по отношению к подчиненным, то они будут обижаться и плодотворной работы не жди. Это главный принцип, которым я руководствуюсь.