На днях Министерство по антимонопольной политике огласило результаты проверки автостоянок по всей России. Итоги, скажем прямо, неутешительные.
Платные парковки проверяли в течение всего прошлого года в 62 субъектах Федерации. За это время чиновники посетили 657 автостоянок, 56 из которых признали законопослушными. Остальные же работали с теми или иными нарушениями закона РФ “О защите прав потребителей” и Гражданского кодекса РФ.
Самое “популярное” нарушение — отсутствие на стоянке информации о фирме. 155 организаций не заключали с автомобилистами договоры на хранение машины, ну а те, кто составлял документ, включали в него пункты, прямо противоречащие Конституции РФ, например, право расторгнуть договор в одностороннем порядке, не возвращать сумму за услуги в случае отказа от услуг по инициативе потребителя, а также полное или частичное освобождение исполнителя от ответственности в случае, например, угона или порчи транспортного средства. Поэтому, наверное, имеет смысл еще раз вернуться к теме автостоянок и разъяснить нашим читателям буквально на пальцах все нюансы данной услуги.
Взаимоотношения между автовладельцем и стоянкой регулируются положениями Гражданского кодекса РФ о договоре хранения. А поскольку в большинстве случаев водитель является потребителем, то соответственно отношения со стоянками регулируются и законом РФ “О защите прав потребителей”. Более того, Правительством России утверждены “Правила оказания услуг автостоянками” от 17.11.2001 года. И даже поверхностное знание этих нормативных документов позволит вам правильно оформить отношения с парковщиками.
Лицом, оказывающим услуги по хранению машины, может быть любая организация независимо от ее организационно-правовой формы. По действующему законодательству исполнитель услуги обязан в открытой и доступной форме довести до граждан полную информацию о себе, фирменное наименование и юридический адрес, а также правила пользования автостоянкой, стоимость услуг, образцы договоров, квитанций, сохранных расписок и т.д.
Договор с исполнителем (то бишь со сторожем) должен заключаться в письменной форме, но хотим предупредить, что документ считается действительным, если автостоянка выдала вам при передаче “тачки” сохранную расписку, квитанцию или иной удостоверяющий приемку документ с указанием госномера авто. По действующим “Правилам оказания услуг автостоянками” подобная форма договора допускается при краткосрочной постановке авто (на срок не более суток). При более длительном хранении стоянка обязана оформить с вами договор по всем правилам, куда включить все условия хранения, порядок оплаты, въезда и выезда с автостоянки и приблизительную стоимость транспортного средства. Также рекомендуем составить акт осмотра авто, где отобразить имеющиеся на “коне” царапины и вмятины. Соблюдение этих формальностей будет иметь важное значение в случае повреждения или угона автомобиля с территории стоянки. А в дальнейшем эти бумажки помогут вам без лишних проволочек взыскать с виновника причиненный ущерб.
А что же делать, если ваш автомобиль повредили на территории стоянки? Требуйте от уполномоченного работника стоянки (сторожа или директора) составления акта, в котором описываются видимые наружные повреждения. Акт составляется и подписывается в двух экземплярах, один из которых должен остаться у вас на руках. Не забудьте заявить о произошедшем в ближайшее отделение милиции, чтобы служивые подтвердили факт происшествия.
Для оценки ущерба обратитесь в одну из специализирующихся на данной деятельности организаций, проверив наличие у экспертов лицензии.
После того как будет определена сумма причиненного вам ущерба, на имя руководителя стоянки необходимо написать претензию, в которой изложить требование о возмещении убытков, расходов на экспертизу в назначенный вами разумный срок и приложить копии подтверждающих документов. При этом, согласно закону РФ “О защите прав потребителей”, можно потребовать расторжения договора на оказание услуг и возврата оплаченной суммы. Претензию также необходимо передать под расписку о получении или отправить заказным письмом с уведомлением о вручении. Если автостоянка отказывается добровольно выплачивать деньги — обращайтесь в суд.
Также представляют интерес случаи, когда в роли автостоянок выступают гаражно-строительные кооперативы (ГСК). Если ГСК по уставу оказывает услуги своим членам по хранению принадлежащих им авто, имеет охраняемую территорию, содержит сторожей, зарплата которых складывается из членских взносов, то правоотношения с владельцами машин также являются правоотношениями между потребителем и исполнителем. Следовательно, ГСК отвечает за сохранность автомобиля так же, как и любая обычная платная автостоянка.
Известен случай: “Жигули” угнали именно с территории ГСК. Владелец обратился с претензией к председателю, но тот в ответ заявил, что ГСК — это товарищество, в которое объединились автовладельцы для постройки гаражей, и не оказывает услуг по их хранению. По сути, председатель вешал лапшу на уши владельцу похищенного авто, ведь согласно уставу цель кооператива: “Удовлетворять потребности граждан в местах хранения авто”, а значит — оказывать соответствующие услуги. Бедолаге ничего не оставалось, как подать иск в суд, и, что примечательно, Фемида оказалась на его стороне.