Дважды у Игоря Н. похищали его Jeep Grand Cherokee. И дважды милиционерам удавалось найти пропажу. Когда Cherokee угнали в третий раз, Игорь вздохнул с облегчением. Но через неделю-другую Игорю позвонили и сообщили, что несчастливое авто вновь обнаружено и — милости просим его забрать. Когда автовладелец появился в отделе милиции и опознал свою многострадальную иномарку, то вместо слов благодарности в сердцах выпалил: “Да на хрена мне эта развалюха, еще бы день, и я бы получил больше денег по страховке, чем эта машина сейчас стоит на рынке”. В ответ сыщики лишь пожали плечами, мол, не наша проблема.
К проблемам Игоря сыщики действительно не имели никакого отношения. Они выполнили свою работу, хорошо, кстати, выполнили. Но позже, обсуждая историю владельца Jeep Grand Cherokee, пришли к выводу, что, коль появляются люди, которым выгодно, чтобы их угнанный автомобиль не нашелся, значит, в скором времени появятся и такие, кто специально будет инсценировать угон своей “ласточки”. А история, с которой мы начали, произошла, между прочим, лет пять-шесть назад, когда страховка автомобилей выглядела почти экзотикой.
В статистике угонов существует графа — “Причина розыска”. В ней вместе с такими подразделами, как кража, грабеж и разбой, есть еще один — мошенничество. Иными словами, завладение автотранспортом путем обмана. Самый тривиальный — попросить у владельца авто прокатиться на машине, через некоторое время под благовидным предлогом попросить его выйти из авто, а затем “вдарить по газам” и скрыться. Просто, но эффективно. В похищенном авто, как правило, остаются все документы. Пока облапошенный хозяин обратится в милицию, автомобиль можно перегнать за тридевять земель в укромный “отстойник”. Явный минус — потерпевшему в случае чего не составит труда опознать своего грабителя. Преступники это прекрасно понимают и предпринимают соответствующие меры безопасности. Например, у автоворов кавказского происхождения популярен так называемый вахтовый метод. Из далекой горной деревни выписывается далекий родственник, нуждающийся в “быстрых” деньгах. По прибытии в Первопрестольную с ним проводится краткий инструктаж, иногда даже устраиваются репетиции для оттачивания правильного поведения. Далее новоиспеченным угонщиком совершаются два-три похищения, и он отбывает на родину. Тем самым “обрубаются” практически все “ниточки” для раскрытия преступления. Конечно, сыщики могут позднее обнаружить похищенное авто и даже взять за рулем криминальной “тачки” одного из участников банды. Однако потерпевший не сможет его опознать как грабителя и, следовательно, никаких конкретных обвинений к задержанному следствие не предъявит. Кстати, через год, а то и меньше, когда первоначальная суета по поиску пропавших автомобилей утихает, угонщиков вновь и вновь вызывают для совершения краж. Конвейер, господа.
В среднем из всех украденных за год авто мошенническим способом воруется от 5 до 7% машин. Не много, но и не мало. Тем более что похищение авто посредством обмана порой квалифицируется правоохранительными органами как откровенная кража или грабеж. Следовательно, можно смело предположить, что на счету у автомобильных аферистов гораздо больше “подвигов”, чем значится в официальной статистике. Но суть не в этом. По оценкам специалистов, популяризация автострахования, происходящая в последнее время, неизменно спровоцирует появление мошенников, специализирующихся на угоне автотранспорта при сговоре с его владельцем. Первые звоночки, предупреждающие о появлении сей группы злоумышленников, уже прозвучали.
Недавно сотрудники ГИБДД при рядовой проверке документов выявили Аudi 100, числящуюся в федеральной базе розыска. Между тем у водителя иномарки все документы оказались в порядке. Кстати, у гаишников даже сомнений в подлинности представленных бумаг не возникло. Но как бы там ни было, в соответствии с внутренними милицейскими инструкциями Аudi 100 вместе с водителем для дальнейшего разбирательства отправили в местный отдел внутренних дел. Опустим все перипетии дознания и розыска. В итоге же нарисовалась следующая история.
Аudi 100 прибыла на территорию России в 1998 году. Машина прошла растаможку и принадлежала некоему господину (назовем его Герман). По документам, до 2002 года именно Герман эксплуатировал Аudi 100, авто даже было застраховано на его имя на сумму порядка 3000 долларов.
В 2003 году иномарка стала, выражаясь языком автомобилистов, “сыпаться”. Тут Герман вспомнил, что его “тачка” застрахована. Рассудив, что незачем тратиться на ремонт, когда можно получить деньги на халяву, одолжить чуток и приобрести более свежие “колеса”, Герман пошел ва-банк. Он спрятал машину в гараже у друга и объявил о ее угоне. Страховщики помыкались-помыкались, да и выложили Герману причитающуюся страховку. Но правильно говорят, что аппетит приходит во время еды. Через неделю Герман решает еще немного подзаработать (денег-то на новую машину не хватает) и без стеснения выставляет Аudi 100 на продажу. Как ему удалось продать числящийся в розыске автомобиль — непонятно. Но факт остается фактом — машина ушла по генеральной доверенности за 1500 долларов.
Новый владелец ездил на “паленой” иномарке более полугода. Хорошо, что сыщикам хватило ума распутать это дело и призвать к ответственности настоящего жулика. Последнему, если суд признает его действия как мошенничество в крупных размерах, грозит срок от пяти до десяти лет заключения с конфискацией имущества. Хотя сыщики сомневаются в столь строгом вердикте — скорее всего, аферист пойдет по статье “Мошенничество” и отделается штрафом или шестью месяцами лишения свободы. И, похоже, теперь такого рода дела по мошенничеству со страховкой станут регулярной головной болью сыщиков.