После покупки нового автомобиля многие владельцы на некоторое время теряют способность к спокойному сну — вдруг злоумышленники залезут в “любимую” и выдерут с “мясом” дорогостоящую магнитолу? Хотя у нее есть съемная панель, но, как показывает жизнь, эта хитрость не спасает собственника авто от непрошеного вторжения в салон его автомобиля. Можно ли подстраховаться от незапланированных убытков?
Или вот другая неприятность — установил гражданин “кенгурин” на дорогостоящий джип, да и въехал по невнимательности в впереди стоящую машину. Мало того что придется выкладывать “кровные” пострадавшему, так еще ремонт стальной защиты внедорожника обойдется в копеечку...
Чтобы оградить наших читателей от всяческих неприятностей, связанных с порчей разных “прибамбасов”, мы решили застраховать так называемое дополнительное оборудование. Дабы угодить как владельцам дорогих иномарок, так и отечественных машин, страхованию подвергли “примочки” обычной “десятки”, VW Passat и Gelaendewagen.
Обзвонив несколько страховых компаний, твердо уяснили, что цена страхования допоборудования от стоимости автомобиля не зависит. Однако увеличивает цену самого полиса КАСКО. Если в среднем стоимость полного КАСКО составляет 6—10% от цены нового автомобиля, то при страховании “наворотов” приплюсуйте к полису еще 10—30% от их стоимости. Кроме того, выяснилось, что допоборудование без КАСКО компании не страхуют. Это считается превентивной мерой против мошенничества.
Как рассказал “МКмобилю” страховой агент одного из дилеров ВАЗа, допоборудование всегда страхуется отдельно. Например, навесное — по одной цене. Аудиоаппаратура — по другой. Причем страховать можно практически все: антикор, подкрылки, диски, пластиковые “обвесы”. Однако каждая позиция в полисе рассчитывается отдельно. Сегодня застраховать можно все, но вот целесообразно ли? Хотя практика показывает, что собственники отечественных авто страхуют допоборудование достаточно редко. Во-первых, наши автомобили хотя и не самые дорогие, тем не менее большинство граждан их покупают, как говорится, на последние деньги, а страхуют на оставшиеся. Многие приобретают машины в рассрочку — у таких клиентов каждый рубль на счету. Кроме того, покупатели российских автомобилей рассуждают примерно так: конечно, если угонят машину — жалко. А вот если вытащат из салона недорогую автомагнитолу — ну и черт с ней.
Еще один существенный момент. Российские авто в основном продаются в базовой комплектации, и страховать кроме как КАСКО там особо нечего. Как правило, наша машина обрастает “прибамбасами” спустя месяцы после ее покупки. Причем владелец в страховую компанию уже не торопится...
По словам Игоря Иванова, замгендиректора “Ресо-Гарантии”, страхование допоборудования в этой компании производится только вместе с КАСКО. А допоборудованием считается все, что не входит в стандартную комплектацию автомобиля.
Чаще всего страхуют магнитолы со съемной панелью, акустические системы, электронные и механические противоугонные системы. Можно застраховать даже люк на крыше автомобиля, но только если он не заводского производства. Кроме того, страхуют также колесные диски, защитные дуги и дополнительное световое оборудование машины.
Как рассчитывается страхование допоборудования? Как рассказал Игорь Иванов, в среднем стоимость страхования доп-оборудования составляет около 10% от страховой суммы. Например, если автомобильная аудиосистема стоит $500, то цена страховки примерно $50. Соответственно эта позиция вписывается в полис.
Однако есть нюанс. Если вы установили на авто новую магнитолу, то при страховании обязательно покажите товарный чек. Это поможет точно определиться с суммой страховки. Если такового не обнаружится, примерную стоимость “музыки” будет определять сотрудник компании с учетом коэффициента износа. Что, понятно, невыгодно для страхователя. Как нам сказали в “Ресо-Гарантии”, при заключении договора на страхование допоборудования все действия между клиентом и компанией основаны на доверии. Если, например, гражданин скажет неправду — мол, магнитоле год, а на деле ей окажется пять лет и об этом узнают сотрудники компании, то денег автомобилист при наступлении страхового случая не получит. К тому же за этим делом следят и представители службы безопасности компании.
А как автомобилист может получить деньги за испорченное допоборудование? По словам экспертов “Ресо-Гарантии”, алгоритм действий собственника авто такой же, как и при ДТП. Как правило, если допоборудование похищают или оно получает какое-либо механическое повреждение, то в большинстве случаев повреждение получает и сама машина. Например, разбили стекло и вытащили магнитолу. Попытались угнать машину — сломали “противоугонку”. Если кража той же магнитолы произошла на стоянке у вашего дома, получаете соответствующую справку в райотделе милиции, затем приезжаете в компанию, оформляете документы и, как говорится, к кассе. Разумеется, с учетом амортизации... К примеру, если у вас украли новую магнитолу через год после установки, то остаточный коэффициент составит 0,8 от ее первоначальной стоимости.
Антон СЕЛЕЗНЕВ, начальник отдела страхования ГСК “Югория”:
— Дополнительным оборудованием мы считаем все, что не входит в заводскую комплектацию автомобиля. Соответственно для разных моделей машин допоборудованием могут считаться разные приспособления. Скажем, для отечественных автомобилей — это дорогие диски и резина, поскольку в “базе” их нет. Исключение составляют некоторые модификации, на которых такие диски и резина уже установлены. Самое распространенное допоборудование на сегодня — это аудиосистемы. Определить штатные и нештатные магнитолы на иномарке довольно просто. Если панель съемная, то это всегда нештатное оборудование и однозначно считается доп-оборудованием. Если магнитола не предусматривает какого-либо съема, она соответственно штатная и не требует дополнительного страхования. Кроме того, наиболее сложный момент для страховщиков — внешний тюнинг. Это “обвесы”, дуги, пороги, “кенгурины”, пластиковые накладки. Есть большие сложности с определением их стоимости. Как правило, у клиентов, страхующих такое оборудование, в компании требуют товарные чеки и другие документы, подтверждающие заявленную стоимость.
Если к новому автомобилю особых вопросов, касающихся внешних “обвесов”, не возникает, то к владельцу подержанной машины они есть точно. Кроме скрупулезного внешнего осмотра и опыта экспертов компании здесь мало что поможет в определении их истинной стоимости. Например, хорошо отполированный хромированный “кенгурин” на подержанном джипе выглядит так же впечатляюще, как и на новом внедорожнике. Здесь можно говорить о том, что его страхование будет стоить как страхование нового “кенгурина”. Есть и другая сложность с определением стоимости навесного оборудования. Например, в Германии тюнингом занимается множество мелких фирм, которые почему-то долго не живут. Поэтому найти аналогичный “обвес”, чтобы определить его стоимость, крайне сложно. Кроме того, большие проблемы с ремонтом такого допоборудования появляются из-за того, что оно реализуется только комплектами. Соответственно разбитая пластиковая накладка для двери продается только в комплекте, к примеру, на две двери и багажник.