Мы привыкли дорожные неприятности списывать на все что угодно: раздолбайство других водителей, расположение планет, недосмотр коммунальщиков, дорожников, гаишников, наконец. Да на кого угодно, только не на себя. И зря, между прочим...
Чудовищные вещи творятся на российских дорогах. В прошлом году в результате ДТП погибли 36 тысяч человек. Впрочем, политика ГИБДД и иных структур, призванных заниматься профилактикой и борьбой с аварийностью, остается прежней. Дело не идет дальше обучения детишек в школе (дескать, красный свет — дороги нет) и массовых облав на всех подряд, которые устраивают “продавцы полосатых палочек”, по большей части, чтобы повысить “выявляемость” под конец квартала. Автошколы, в свою очередь, тоже недалеко отошли от школьной программы. Приплюсовав к ней, по большому счету, лишь навыки переключения передач и вращения рулем.
В итоге вся автотранспортная система в области обеспечения безопасности дорожного движения работает крайне неэффективно. Эта неэффективность проявляется просто: система не может дать ответ, как результативно воздействовать на водителя с тем, чтобы тот не нарушал. Кроме расправы в виде наказания штрафом иное служивым, похоже, в голову не приходит. Да и потом никто и никогда не ставил вопрос: а почему водитель нарушил ПДД? Ведь за каждым нарушением скрывается допущенная человеком ошибка. Почему человек ошибся? Он что, хотел убиться или убить другого? Конечно же, нет. Или это произошло независимо от него? Эти вопросы никто никогда не ставит при расследовании ДТП. Поэтому вся сегодняшняя профилактика и строится на том, что выявляется (порой ошибочно) нарушитель, который должен заплатить штраф или возместить нанесенный ущерб. Но человек зачастую так и остается в неведении, почему ошибся и, собственно, какую ошибку допустил.
Маньяк-дальтоник
Анализируя ситуацию при проезде регулируемых перекрестков, мы видим, что среди нарушителей (тех, кто норовят проскочить на “красный”) можно выявить минимум четыре категории. В этот момент у них проявляются совершенно различные качества, к ним должен быть применен совершенно разный подход, если, конечно, наша цель — профилактика ДТП. Один спешил, другой по своей природе растяпа — не заметил светофора, у третьего патологическая мания типа клептомании — если никто не увидит его “смелого” пассажа, то он обязательно нашкодит. Четвертый вообще дальтоник и купил “права” вместе с “прозрением” в той же ГИБДД. С выездом на встречную полосу то же самое. Но для всех нас профилактическая мера одна — в лучшем случае протокол об административном правонарушении, в худшем — уголовное дело. Тогда как для предупреждения дальнейших неприятностей к разным людям (психотипам) должны применяться и абсолютно различные меры профилактики. Лишь тут можно рассчитывать на результат. Зачастую водители не отдают себе отчет, почему они нарушают Правила. Вспомните себя. Ведь каждый из нас четко знает, что на “красный” ехать нельзя, а выезжать на “встречку” и вовсе опасно для жизни.
Дайте денег на мозговеда
Понятно, что к каждому не приставишь мудрого гаишника и тем более психолога. Однако это не оправдывает служивых, которым всегда очень легко сетовать на несовершенную (читай — неудобную для них) законодательную базу и постоянную нехватку финансов. Мол, мы бы рады, но не дают, понимаешь, развернуться. А кому сейчас, извините, легко? Денег мало у всех. Поэтому мы вправе требовать от ГИБДД пусть не индивидуального (нас слишком много), но хотя бы дифференцированного подхода. Наверняка и среди людей в погонах найдутся спецы с интересными мыслями и предложениями, не ограничивающимися, как нынче, тупым лоббированием идеи повышения штрафов.
А что, посмотрите, происходит в автошколах? Люди, садясь за руль, совершенно не понимают, что такое машина как средство передвижения. Без этого в полной мере нельзя осознать и мер безопасности, которые должны приниматься.
— Автомобиль — особенное средство, обеспечивающее жизнедеятельность в совершенно иных условиях, — просветили нас специалисты “Фонда безопасности деятельности “Человеческий фактор”. — Меняются скорость, мировосприятие, взаимоотношения. И людям все это необходимо доносить в максимально доступной форме. Автошколы же в основном натаскивают новичков сноровисто двигать рычаги. Это, конечно, хорошо и даже необходимо, но человек за рулем обязан (!) кардинально изменить свое сознание адекватно средству передвижения, которым он пользуется. Одинокая машина, движущаяся на пустой трассе 50 лет назад со скоростью повозки, — совсем не одно и то же с нынешними 150—200 км/ч на оживленном шоссе. Все подходы должны кардинально измениться, так как психология уже иная. И эту психологию давно пора формировать не в дорогих и доступных далеко не всем школах водительского мастерства, а в самых обыкновенных массовых общеобразовательных и автошколах. Пожалуй, нет необходимости еще раз повторять, что программы обучения водителей не то что устарели, а просто-таки истлели, как ископаемые рукописи времен крестовых походов.
Где взять плуг?
Между тем ломка старой и формирование новой современной психологии водителя — два параллельных процесса. Если ставить целью сломать старое, а затем строить новое, то этот путь тоже неверный. Сказать человеку, что за рулем он все делает неверно, и ткнуть его в “правильный ответ” — значит, сразу вызвать в нем антагонизм. Это подтвердит любой мало-мальски квалифицированный психолог. А если сначала объяснить водителю мотивацию его же собственных действий при ДТП и дать понять, на каком этапе произошел сбой, то он наверняка в будущем внесет необходимые изменения себе в подкорку. При условии, конечно, что она вообще существует.
Итак, можно ли проводить профилактику ДТП, вовсе не имея психологической теории развития дорожно-транспортного происшествия, а также его последующего разбора? За счет каких сил ситуация на дороге неожиданно перерастает в аварийную? Без ответов на эти и другие вопросы мы не сможем прекратить “войну” на наших дорогах.
А ГИБДД, как и 50 лет назад, будет продолжать базироваться на карательных методах профилактики.
Коли поле непаханое, то нужно его пахать. А где взять плуг, лошадь, да и пахаря? Здесь могут принести пользу и оказать колоссальное содействие специалисты психологического профиля, досконально изучившие “операторский” труд: работу летчиков, машинистов, судоводителей и т.д. Психология деятельности человека, управляющего так называемой динамической системой, — это базис для начала позитивных изменений на дороге. По мнению Валерия Козлова, профессора, доктора медицинских наук, президента “Фонда безопасности деятельности “Человеческий фактор”, такие специалисты, проанализировав состояние всей автотранспортной системы, способны увидеть ее слабые звенья и дать им полную характеристику. Как оказалось, специалисты такого профиля, чей труд сегодня используется только в исключительных случаях (при детальном разборе действий пилотов в авиакатастрофах, при авариях на железной дороге, на море и т.д.), готовы дать массу востребованных жизнью, да и смертью ответов. Вот только одна незадача — некому вопросы задавать. И куда только смотрит пропрезидентский Совет безопасности? На Запад? А в это время тут же, под носом, гибнут десятки тысяч наших...