Отечественные производители проката грозят 25-процентным повышением цены на свою продукцию с апреля этого года. Свой шаг металлурги мотивируют повышением тарифов естественных монополий и другими менее внятными причинами.
Как выяснил “МКмобиль”, такую точку зрения, кроме самих металлургов, практически никто из потребителей проката не поддерживает. И вот почему.
По мнению специалистов “РусПромАвто”, из-за увеличения спроса на мировом рынке цены на металл прыгнули вверх. Поэтому металлурги не видят особого смысла сдерживать рост цен на прокат внутри страны. Например, рентабельность металлопроизводства держалась на отметке 50—70%. Сегодня эта планка поднялась чуть ли не до 100%! Сейчас за рубеж уже уходит две трети всего произведенного проката. По понятным причинам автостроители не могут автоматически переносить такую рентабельность на производство машин — покупательная способность большинства наших граждан, увы, ограничена. По прогнозам, безудержный рост стоимости проката приведет к 25%-ному росту отпускной цены машины.
Доля металла в наших автомобилях составляет не менее 80% — кроме кузова это еще и двигатель, подвеска и другие комплектующие. Поэтому общее удорожание техники может стать еще более значительным. А как это отразится на покупателях? Например, цена “Волги” подскочит до 8 тысяч “зеленых”, что сделает ее производство на фоне подержанных, но более качественных иномарок-одноклассников вряд ли оправданным.
Сейчас по соотношению цена/качество автомобили отечественного производства пока еще конкурентоспособны на внутреннем рынке. Если цены на металл и в дальнейшем будут расти такими темпами, то российские автопроизводители точно выпадут из этой ниши, утверждают эксперты “РусПромАвто”.
Ситуация вокруг цен на прокат стала настолько острой, что на прошлой неделе руководители крупнейших российских автопредприятий направили письмо премьеру Михаилу Фрадкову, в котором заявили, что рост стоимости российской металлопродукции вынуждает их вернуться к закупке листа за рубежом. Авторы письма считают, что российские производители проката необоснованно повысили цены на свою продукцию еще в 2002—2003 годах.
Принцип домино
“Подозреваю, что, поднимая цены на внутреннем рынке, металлурги таким образом пытаются освободить свои мощности для экспортных заказов, бросая на произвол отечественных автостроителей. Если металлурги поднимут цены на 25—30% во втором квартале этого года, то всем отечественным автозаводам наверняка придется останавливать конвейер из-за падения продаж”, — прокомментировал “МКмобилю” ситуацию один из экспертов автопрома и продолжил: “Мы точно потеряем часть своих покупателей, поскольку цены на наши машины вплотную приблизятся к дешевым версиям авто совместных предприятий, работающих в России...”
Понятно, что металлурги используют благоприятную внешнюю конъюнктуру и стремятся подтянуть внутренние цены до уровня мировых. Тем не менее в России они будут все же на 10—15% ниже, поскольку электричество, вода и рабочие руки у нас по-прежнему дешевые. Но в любом случае при таком раскладе автостроителям будет выгоднее закупать прокат за рубежом — в Австрии, Бельгии, Германии, Корее или Китае: при десятипроцентной разнице в цене преимущества российского проката уже не столь существенны.
А импорт, как ни крути, выше качеством. Более того, автостроители считают, что металлурги все равно не выйдут на 100%-ный экспорт своей продукции, однако из-за значительного повышения цен могут потерять внутренний рынок. Например, ОАО “АвтоВАЗ” просчитал ситуацию и уже делает пробные закупки проката в Южной Корее и других странах.