Как и где покупать бэушное авто — личное дело каждого. Опустим первоначально “слепую” покупку через объявления и обратимся к более открытому и доступному способу приобретения нового старого автомобиля — на авторынке.
Главные его достоинства — широкие возможности выбора и относительная безопасность.
Прошли те времена, когда авторынки были неорганизованными скоплениями выставленных на продажу машин, где первую “скрипку” играли представители криминала различных мастей. Теперь авторынок — юридическое лицо, не заинтересованное в эксцессах на “подшефной” территории. Так что покупатель может быть уверен, что здесь “на бабки” его не кинут.
Несмотря на то что в начале 90-х годов наличием собственного авторынка мог похвастаться чуть ли не каждый окраинный район Москвы, к дню сегодняшнему большинство из них отошли в мир иной. В итоге в столице остались всего две заслуживающие внимания торговые площадки. Самая крупная и “крутая” из них — всем известный люберецкий авторынок, несколько лет назад получивший официальное название “Автогарант”.
Первое, чем должен озадачиться потенциальный покупатель, — каким образом туда добираться: либо на своих двоих, либо “оседлать” одного из моторизованных друзей. Логично предположить, что последний вариант предпочтительнее — от комфорта еще никто не отказывался. Но на самом деле подобный комфорт в Люберцах может выйти боком. В пиковые дни на Новорязанском шоссе образуется огромная “пробка”, причина которой — массовый наплыв мобильных покупателей, бросающих своих “железных коней” где придется.
Главная проблема “Автогаранта” — парковка. Несмотря на то что сам рынок владеет аж двумя далеко не маленькими стоянками, принимающими машины по 20 рэ за час. Рядом — вездесущие BP и “МакДоналдс”, где тоже можно приткнуть автомобиль, однако и этих территорий на всех желающих явно не хватает. В итоге посетители оккупируют все близлежащие обочины. Доходит до того, что водители нагло паркуются под запрещающими знаками на глазах у находящихся тут же гаишников. Те по мере сил разгоняют обнаглевшую толпу страждущих, но как только служивые берутся за расчистку дальнейших территорий, освобожденная часть дороги сразу же заполняется вновь прибывшими. “Бывалые” поступают проще — чтобы избежать различных проблем как с коллегами, так и с блюстителями порядка, бросают машины на противоположной стороне Новорязанского шоссе, после чего, нарушая все мыслимые Правила, перебегают оживленную магистраль — в общем, полный беспредел.
Если уж возникла необходимость в посещении “Автогаранта”, намного удобнее добираться до него на маршрутке от “Выхино”, где постоянно дежурят несколько “Газелей”. Конечно, “пробки” избежать не удастся, но головной боли, связанной с поиском парковки, точно не будет.
Автохаус по-люберецки
Основу люберецкого ассортимента формируют частные перегонщики, на откуп которым владельцы “Автогаранта” предоставили львиную долю своих площадей. По сути, рынок разделен на три части — ближе к административному корпусу расположена “голубая кровь” европейского автопрома. Порой складывается впечатление, что идешь не по рынку, а по открытой площадке “крутого” автосалона: без тугого кошелька здесь делать нечего — практически новые Mercedes классов “Е” и “S”, “пятерки” и “семерки” BMW, Audi А6 и VW Passat, стоимость которых практически не опускается ниже 20 тысяч у.е., слабо разбавлены более дешевыми одноклассниками, представляющими штатовских автопроизводителей, а также популярными у нас “крутыми” внедорожниками от “Toyota” и того же “Mercedes”. В большинстве своем обычные посетители в “элитной” части рынка не задерживаются, тем не менее, по наблюдениям вашего корреспондента, это скорее видимость, так как за каких-то полчаса отсюда уехали оформляться две полностью “нафаршированные” 2-летние баварские “пятерки”, а ведь за них просили почти по 30 тысяч евро.
Ближе к “бюджетной” части “Автогаранта” состав участников серьезно меняется — тут и выбор побогаче, и машины подешевле. Перечислять всех представленных тут производителей не имеет смысла. Достаточно сказать, что эти места заставлены всевозможными 5-, 6-летними семейными седанами и универсалами, стоимость которых колеблется от 12 до 17 тысяч долларов. Поскольку подобные машины входят в самый востребованный на сегодняшний день ценовой сегмент, они оказываются более привлекательными для покупателей.
По рядам снует большое количество потенциальных клиентов, осматривающих практически каждый автомобиль. Кстати, лоска и пафоса здесь гораздо меньше, поэтому автокупцы не гнушаются заниматься мелким ремонтом прямо на глазах у покупателей. Так, один из продавцов с помощью ватной палочки, не скрываясь, закрашивал внушительную царапину на капоте Ford Scorpio последнего года выпуска. Причем его старания не пропали даром — уже через несколько минут после завершения “лечебной” процедуры Scorpio заинтересовал нескольких молодых людей, начавших активно торговаться с продавцом. Кстати, стоит обратить внимание на интересную деталь — еще полгода назад все машины, выставленные тут на продажу, имели ценник с конкретной суммой. Сегодня же на лобовом стекле многих авто красуется невнятная бумажка: “Цена договорная”. С одной стороны, это подразумевает торг, но с другой — непонятно, с какой суммы его начинать. Кроме того, кто даст гарантию, что стартовая цена не будет зависеть от внешнего вида покупателя?
ВАЗы задвинули
Географический центр авторынка оккупировали небольшие грузовые автомобили и фургоны.
И здесь сказалась давняя любовь люберецких продавцов к немецким маркам: около 50% всех предложений — VW Transporter различных годов выпуска. Такой фургон сегодня в среднем стоит от 8 до 12 тысяч “зеленых”. Тем не менее, похоже, “немцы” особым спросом не пользуются — несмотря на весьма оживленный день, рядом с ними никого, кроме хозяев, не наблюдалось. На их фоне торговцы, отдавшие предпочтение набирающим обороты “корейцам”, выглядели более предпочтительно. “Азиаты” явно по душе представителям малого бизнеса, которые слетались на них как пчелы на сладкое.
Сразу за “грузовыми” рядами начинается самая демократичная часть авторынка. Тут можно найти практически любую иномарку, независимо от ее национальной принадлежности и года выпуска. Тем не менее любителей европейского “антиквариата” типа старых VW Passat, Opel Vectra или Audi 80, сошедших с конвейера в начале 90-х, нам обрадовать нечем — таких авто здесь единицы, и их состояние вызывает массу вопросов. Откровенно говоря, “европейская диаспора” — в явном меньшинстве. Гораздо проще тут обзавестись более свежими автомобилями корейского или японского производства. Например, за 8—9 тысяч долларов спокойно можно прикупить 5-летнюю Honda Civic или Toyota Corolla. На тысячу-полторы дороже обойдутся Daewoo Leganza и Hyundai Sonata. Что немаловажно, в “Автогаранте” теперь продаются “праворукие” “японки”, которые пару лет назад считались здесь откровенным моветоном.
На задворках люберецкого авторынка расположилась еще одна площадка, где торгуют поделками отечественного автопрома. Выглядит она под стать российскому автомобилю — неровная грунтовка вместо асфальта, унылый забор... Несмотря на то что в выходные она бывает заполнена больше чем наполовину, покупателей тут гораздо меньше, чем продавцов, да и цены, честно говоря, кусаются: так, 3-летняя 8-клапанная “десятка” стоит около $6000, а “семерка” 1999 года выпуска аж $2600. Конечно, можно найти вариант и подешевле, но тенденция к значительному удорожанию сохраняется — в среднем местные цены на отечественные автомобили на 250—300 “баксов” выше интернетовских.
По «бразильской» системе
Другой заслуживающий внимания авторынок расположен на Мытищинской ярмарке. По площади, а значит, и по общей вместимости до размеров “Автогаранта” он явно недотягивает, однако это не помешало ему стать популярным местом покупки бэушных автомобилей (по крайней мере по интенсивности торговли он люберецкому не уступает). Во-первых, Мытищинский авторынок изначально имеет несколько отличающуюся от традиционной форму организации — почти половину его территории занимают автомобили, принадлежащие различным юридическим лицам (как самому авторынку, так и автосалонам-арендаторам). У менеджеров авторынка постоянные поставщики, так что администрация имеет возможность гарантировать юридическую чистоту всех продаваемых ею автомобилей. Это позволило наладить торговлю по системе trade-in и начать выдавать ссуды и кредиты на покупку машин. По сути, Мытищинский авторынок постепенно превращается в огромный автосалон под открытым небом.
Во-вторых, за счет более развитой инфраструктуры (сказывается соседство с огромной ярмаркой) сюда намного легче добраться, причем как на своем автомобиле, так и общественным транспортом. От станции метро “Медведково” туда регулярно отправляются маршрутки и автобусы. Для покупателей, решивших приехать на личном авто, предусмотрены бесплатные парковки. На каждом углу стоит работник ярмарки с полосатым жезлом, который при необходимости может остановить поток, помочь проехать в нужном направлении, спокойно припарковаться или выбраться со стоянки. Тем не менее в “пробке” тут можно простоять не меньше, чем в Люберцах. Здесь свое “черное” дело сделала близлежащая МКАД. Кроме того, внутренние проезды ярмарки имеют только две полосы, к тому же значительно “сжимающиеся” разного рода автохамами, бросающими авто где попало.
Некоторое время назад ассортимент автомобилей, представленных на Мытищинском авторынке, серьезно отличался от люберецкого — в “Автогаранте” в основном продавали элитную немецкую “классику”, здесь же “окопались” представители остального автомобильного мира. Теперь же рынки практически не различаются ни по ценам, ни по автомобилям — как показала практика, последний вариант оказался более живучим, так что после всех таможенных повышений люберецкие автокупцы пошли по проторенной дорожке и обратили внимание на других производителей. Тем не менее нельзя не отметить, что столь пестрое разнообразие картину не портит. Скорее наоборот — дает возможность еще раз оценить все “за” и “против”, прежде чем выбрать тот или иной автомобиль.
Вывод напрашивается сам собой — поскольку основные авторынки избавились от четкой классификации, подравняв как цены, так и ассортимент, то искать автомобиль можно в любом из двух выше-названных мест. Основным критерием выбора здесь станет наличие развитой инфраструктуры и предоставление дополнительных услуг: до Мытищинского рынка легче добраться и приткнуть там свою “тачку”, кроме того, там активно внедряются кредитование и trade-in. Однако на этом фоне администрация “Автогаранта” гораздо больше заботится о досуге и нуждах своих клиентов — на территории люберецкого авторынка ваш корреспондент обнаружил широкую сеть различных закусочных (привередливым посетителям, не желающим питаться “самопальными” шашлыками и шаурмой, можно посетить близлежащий “МакДоналдс”). В Мытищах же наличие пунктов общепита не предусмотрено. Кроме того, еще одной мытищинской проблемой стал поиск общественной уборной, близость и доступность которой начинаешь ценить лишь после пары часов, потраченных на осмотр автомобилей. Как оказалось, она находится в соседнем ангаре, оборудованном под вещевую ярмарку, так что без подсказки ее не найти, тогда как в Люберцах с поиском подобных помещений трудностей не возникло.