Традиционно с наступлением теплых денечков рынок бэушных автомобилей заметно активизируется. Одни после зимы продают машины, другие, наоборот, в преддверии дачного сезона возгорают желанием прикупить “железного коня”. Обычная рыночная круговерть. Между тем сделка купли—продажи подержанного автомобиля до сих пор остается крайне рискованным мероприятием, и если хотя бы на минуту расслабиться — быть беде.
Несколько лет назад самым распространенным преступлением в сфере купли—продажи был угон при так называемом тест-драйве. Потенциальный покупатель просил продавца прокатиться на авто для оценки его технического состояния, а затем, улучив момент, открыто эту машину похищал. Но объективная реальность, в данном случае — тотальное распространение мобильной связи, заставляет жуликов менять стиль работы. Ведь сейчас, если в центре города на глазах у владельца угнать машину, то уже через минуту тебя объявят в розыск. Конечно, наши стражи порядка работают так себе, но уповать исключительно на милицейское разгильдяйство со стороны жуликов было бы неразумно. Да и не в их это стиле — почем зря своей шкурой рисковать. Так что, судя по всему, в новом сезоне жулье пойдет иным путем.
Недавно в столице один аферюга за сутки умудрился успешно провернуть четыре грязных дельца. Работал злоумышленник нагло и скучно. Сначала давал объявление о продаже ВАЗа “десятого семейства”. Затем по телефону договаривался о времени и месте встречи с потенциальным клиентом. Маленький нюанс: уже в телефонном разговоре мошенник старался расположить к себе собеседника. Беседа всегда велась подчеркнуто вежливо и интеллигентно, злодей никогда не спорил с покупателем, предоставляя ему возможность самому выбрать удобное время и место проведения автосмотрин.
При личном знакомстве мошенник продолжал придерживаться “генеральной линии”. Дорогой костюм, галстук, несколько отстраненный и малозаинтересованный взгляд. Дескать, смотрите сами — автомобиль перед вашими глазами. Как правило, аферист на осмотр машины давал 5—10 минут, а когда понимал, что “наживку заглотили”, ненароком, как бы вскользь замечал, что все это хорошо, а где деньги — неплохо бы на них посмотреть. Иногда у преступника хватало наглости вспомнить о всем известных случаях угонов автомобилей, совершаемых как раз при осмотре машин перед продажей. Нельзя назвать данный пассаж тонким психологическим расчетом, однако срабатывало безукоризненно. Граждане приходили в некоторое замешательство, начинали успокоительно кивать головой, мол, все понимаем, жизнь такая пошла — никому доверять нельзя, спокойно доставали свои кровные и... передавали их в руки практически незнакомому человеку. Пару минут аферист выдерживал паузу, а потом лихо вскакивал в автомобиль и скрывался. Если бы не было письменных заявлений в милицию от потерпевших, то в историю о четырех незадачливых покупателях авто, ограбленных в один день в разных округах столицы, можно было бы не поверить. Но факт остается фактом: подобный бизнес входит в моду.
Другой способ наживы на продаже машин можно охарактеризовать как многоходовый. И главным образом он основан на низком уровне защиты отечественных автомобилей от изменения идентификационных номеров. Человек покупает автомобиль на рынке. Все делается честь по чести — справка-счет, проверка по компьютерной базе на угон. Машина “чистая”, деньги перекочевывают в карман продавца. Гражданин гонит машину домой. А дальше события могут разворачиваться по двум вариантам. Первый: в “родном” ГИБДД машину отказываются ставить на учет, так как выявлены признаки изменения маркировочных обозначений. Второй: автомобиль все-таки регистрируется (не все же перебитые номера гаишникам удается выявлять, мастерство преступников из года в год растет), и гражданин спокойно начинает эксплуатировать свое авто. Но сути дела это не меняет.
Либо сразу же при возникновении проблем с ГИБДД, либо чуть попозже с новоиспеченным владельцем связываются неизвестные. Злоумышленники ставят гражданина перед фактом, что на его машине перебиты номера и достоверно известно, кому именно этот автомобиль ранее принадлежал. В заключение человеку предлагают выплатить вознаграждение за услугу по неразглашению конфиденциальной информации об его авто. В противном случае машину придется вернуть законному владельцу.
Сумма вознаграждения обычно назначается умеренной — от 400 до 1000 долларов. Преступники не дураки и полностью отдают себе отчет, что если они объявят непомерно высокую сумму, то “клиент” сорвется с крючка и обратится в милицию, что серьезно усложнит всю операцию. Но такого еще не было, во всяком случае, за вымогательство денег за неразглашение криминальной подоплеки происхождения номерных обозначений еще никого не привлекали.
Резона связываться с милицией нет и у самого объекта вымогательства. Ведь обычно криминальное авто продается по более низкой рыночной стоимости, скидка, как правило, и равняется этим 400—1000 долларам. К тому же если гражданин заявит в милицию, то по закону автомобиль вернут истинному владельцу. Короче, проблема решается мирно. И вымогатели получают деньги. Их передача — чисто технический вопрос (обронить конверт в нужном месте, оставить в такси и т.д. и т.п. — способов масса). Главное, “клиент” получает гарантию, что его автомобилем не заинтересуется прежний хозяин машины.
Когда проблема с вымогателями улажена, автомобиль, понятное дело, в срочном порядке продается. Правда, есть одно маленькое “но”. Если машина при постановке на учет успела “засветиться” с перебитыми номерами — назначается милицейская проверка. В большинстве случаев все заканчивается отказом в возбуждении уголовного дела, и заключение эксперта гласит, что установить первичный идентификационный номер не представляется возможным. В итоге гражданин признается добросовестным приобретателем и законным собственником машины. Пожалуйста, можете продавать вашу “колымагу”.
Латентность описанного выше преступления практически стопроцентная. Пострадавшие зачастую даже своим близким друзьям не рассказывают, что стали жертвами вымогателей, ведь, продав автомобиль, они автоматически становятся соучастниками преступления...