1520

Водные процедуры

Летом немалая часть автомоторизованных москвичей погружается... в воду. Конечно, не в прямом смысле слова — граждане бросают в багажник своего “коня” надувную лодку или цепляют трейлер с катером и отправляются на отдых к ближайшему водохранилищу или к речке. Однако каково бывает их удивление, когда расслабуху им, как говорится, ломают. Неожиданно подплывшие на моторке люди в камуфляже требуют от отдыхающих некие документы, о существовании которых владельцы лодки, как говорится, ни слухом ни духом...
Поделиться

Летом немалая часть автомоторизованных москвичей погружается... в воду. Конечно, не в прямом смысле слова — граждане бросают в багажник своего “коня” надувную лодку или цепляют трейлер с катером и отправляются на отдых к ближайшему водохранилищу или к речке. Однако каково бывает их удивление, когда расслабуху им, как говорится, ломают. Неожиданно подплывшие на моторке люди в камуфляже требуют от отдыхающих некие документы, о существовании которых владельцы лодки, как говорится, ни слухом ни духом...

Как рассказали “МКмобилю” в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) Москвы, в отношении маломерных плавсредств действуют те же принципы, что и в отношении автомобилей. Все они должны быть зарегистрированы. Причем первичная регистрация проходит по месту жительства владельца. Кроме того, допускается в виде исключения регистрация “маломера” по месту его постоянного базирования. Например, если собственник живет в Москве, а хранит свой катер на стоянке на Клязьминском водохранилище. Иначе в дальнейшем хлопот не оберешься. На то есть КоАП РФ и более ранние документы, которых никто не отменял: постановление Совмина СССР 1983 года выпуска.

Итак, подлежат регистрации все маломерные плавсредства: моторные — независимо от мощности двигателя, гребные жесткокорпусные гребные лодки — грузоподъемностью 100 кг и более. Надувные лодки, вмещающие выше 225 кг, и байдарки сборно-разборной конструкции грузоподъемностью более 150 кг.

Лодки, не входящие в эти категории, регистрации не подлежат, но могут быть поставлены на учет по желанию владельца.

Если гражданин не зарегистрировал свое плавсредство, то по ст. 11.8 ч.1 КоАП РФ нарывается на штраф от 5 до 10 МРОТ (сегодня — от 500 до 1000 руб.).

Кроме того, за отсутствие удостоверения на право управления моторным судном также выписывается штраф, но более весомый — от 10 до 15 МРОТ.

Сегодня в единых “правах” вам могут “открыть” следующие категории: на гидроцикл, мотолодку, катер, парусно-моторное судно с парусами в 22, 60 и свыше 60 кв. метров. Причем после окончания соответствующих курсов можно “открыть” на все категории.

Правила поведения

В Москве и области ваши “права” в наступающем сезоне будут проверять довольно жестко. Но как распознать инспекторов ГИМС?

— У инспекторов ГИМС, — говорит Николай Поликарпов, старший государственный инспектор ГИМС Москвы, — есть своя форма, разработанная еще в 1997 году. Однако не факт, что ею пользуются все сотрудники ГИМС. Особенно это касается других регионов. Причины — плохое финансирование речных инспекций.

Это довольно большая проблема. Еще одна причина — вместе с развалом речного флота приказала долго жить и система снабжения, где эту форму можно было заказать или пошить. Поэтому здесь надо ориентироваться на служебное удостоверение, где записано, к какой именно региональной инспекции по маломерным судам относится проверяющий. Инспектора могут патрулировать как на служебных плавсредствах с синей полосой на борту и надписью “ГИМС”, так и на катерах, принадлежащим другим гражданам, и даже на собственных мотолодках...

Еще один нюанс. Раньше действовал институт внештатных сотрудников ГИМС. Сегодня он не работает — согласно новому КоАП инспекторами могут работать только штатные сотрудники ГИМС.

Поэтому если к вам подплывает катер и некто предъявляет удостоверение внештатного сотрудника для проверки вашей лодки, владелец может вежливо отказать: согласно новому Кодексу “внештатники” упразднены.

— Причем не надо сразу вставать в позу и растопыривать пальцы. Разговаривать с незнакомцем необходимо вежливо, но твердо, — считает Поликарпов. — Например, покажите, уважаемый, статью закона, где записано, что внештатный сотрудник ГИМС может делать то-то и то-то? А если он при этом ссылается на некие внутриведомственные инструкции, то, как говорится, извините...

Только на плаву

Если владелец катера — житель Москвы, то первичная регистрация происходит по месту жительства собственника плавсредства. Однако после этого катер в виде исключения можно зарегистрировать, например, в Дубне, если чаще всего вы используете его на Московском море. Кроме того, ежегодный техосмотр можно пройти в любой региональной инспекции ГИМС. Ни одна региональная инспекция не имеет права отказать вам в техосмотре, даже если ваш катер там не зарегистрирован.

На ТО судно, как и автомобиль, предоставляется на плаву в исправном состоянии. Оно должно быть отмыто и очищено от грязи, иметь государственные регистрационные номера на обоих бортах и быть оборудовано согласно судовому билету (якоря, весла, аптечка и прочее). Поскольку лодка проверяется на плаву, она не должна протекать. Также проверяется двигатель судна. При возникновении проблем плавсредство эксплуатировать запрещено до устранения всех неисправностей. Перечень неисправностей можно найти в постановлении Правительства Москвы №474 ПП от 24 июня 1997 года.

Стоимость техосмотра в каждом регионе разная. В Москве “вилка” составляет от 150 до 500 рублей, в зависимости от типа судна. Причем в столице пройти ТО можно как в Захаркове на Химкинском водохранилище (со стороны ул. Свободы), так и в Строгине (после майских праздников в Строгинской пойме около спасательной станции).

Как можно договориться о техосмотре? Собственник лодки звонит в инспекцию, там ему сообщают, что, например, в субботу его будут ждать с 13.00 до 15.00 в Строгине на спасательной станции. Владелец приезжает туда и проходит ТО. Вся процедура занимает, в зависимости от класса судна, от 15 до 50 минут. Причем катер или лодку можно привезти на трейлере, но проходить ТО все равно придется на воде.

Сегодня очень популярны надувные лодки разных конструкций. Многие граждане регистрируют их как гребные. В ГИМСе всегда спрашивают, как они будут эксплуатироваться — с мотором или без? Инспектора советуют — лучше с мотором. В противном случае, если собственник докупает мотор в течение сезона, то ему снова придется проходить ТО уже как владельцу моторной лодки.

Еще один нюанс. Как наносить номерные знаки на маломерные суда? Практика показывает, что лучше всего использовать краску.

— В принципе мы не против, если госномера для твердокорпусных лодок вырезаются из качественной самоклеящейся пленки, — рассказывает Поликарпов. — На гидроциклах номера наносятся краской или пленкой по прилагаемой при покупке схеме. На резиновой лодке лучше использовать приклеенные номера, вырезанные из ПВХ или резиновой ткани.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Николай ПОЛИКАРПОВ, старший инспектор ГИМС Москвы:

— Штрафстоянок для лодок и катеров в ведении ГИМС Москвы сегодня нет. И мы, поверьте, не торопимся их вводить на своей территории. У нас нет такого количества сотрудников, как, например, в УГИБДД Москвы. Поэтому специально выделять людей для этого тоже не можем. Но мы имеем право задержать гражданина за управление катером в нетрезвом виде. Если автомобиль отправить на штрафстоянку довольно легко, то как это сделать с маломерным судном? Например, с гидроциклом? Его необходимо отбуксировать до штрафстоянки, поднять на берег, установить на специальный стеллаж и, кроме того, охранять, чтобы не похитили.

Как поступаем, если задерживаем нетрезвого “капитана”? Отстраняем от управления моторкой, составляем протокол и отправляем на берег. Если необходимо медицинское освидетельствование, подозреваемый отправляется в линейное отделение милиции. Поскольку он катается, как правило, с компанией, то лодку забирают его друзья, грузят на трейлер и увозят домой. Если гражданин находится на борту один, то процедура та же, но плавсредство нужно отбуксировать в представительство ГИМС. Когда владелец приходит в себя, то вместе с документами приезжает к нам и забирает плавсредство.

По своему многолетнему опыту скажу, что случаев, когда граждане катались на лодках в черте Москвы, как говорится, “в ломину”, не припомню. Хотя слегка выпившие, не скрою, иногда встречаются. Все прекрасно понимают: нетрезвым попасть на моторке под теплоход и при этом выжить — прямо скажем, шансов немного.