Впервые Honda CR-V продемонстрировали широкой публике в 1995 году. Автомобиль пополнил ряды только-только появившегося класса внедорожников, предназначенных для езды по городу, а не для “замеса” грязи в лесах и болотах. В конце 2001 года Honda выпустила следующее поколение машины, и первый CR-V стал активно продаваться на рынке секонд-хэнд по вполне адекватным ценам.
В середине 90-х годов в мире автомобилестроения произошла маленькая революция. Если раньше все модели четко делились на легковушки и внедорожники, то в это время родилось нечто среднее — автомобили для активного отдыха, или “паркетники”. И Honda CR-V — самый яркий представитель клана. Да и название автомобиля говорит о том, что он изначально создавался как транспортное средство для развлечения, а не для работы. Ведь CR-V не просто набор латинских букв. Аббревиатура расшифровывается как Comfortable Recreational Vehicle (удобный для отдыха автомобиль). Он и вправду очень удобен, являясь, по сути, обычной легковушкой с полностью независимой подвеской, комфортабельными креслами и неплохим оснащением.
Кузов Honda CR-V прекрасно противостоит ржавчине даже при поврежденном лакокрасочном покрытии. Поэтому железо надо осматривать не для поиска следов коррозии, а как показатель прошлого автомобиля. Всевозможные царапины на порогах, сколы краски в нижней части бампера и прочее могут свидетельствовать о том, что CR-V частенько выезжал на природу и использовался в качестве внедорожника. Хорошо бы посмотреть и на днище, где обычно после покорения бездорожья остаются отчетливые следы. В первую очередь они появляются на мощной трубе, защищающей двигатель, и на выхлопной системе, висящей неприлично низко. При вылазках за город об этом надо помнить и постараться объезжать крупные камни, сучья и прочие загородные “прелести”. В противном случае придется покупать новый “выхлоп”, стоящий немало. Салон Honda CR-V сделан очень качественно. Интересно, что у машин с автоматической коробкой передач пол абсолютно ровный, так как селектор КП расположен, на американский манер, на рулевой колонке. То есть передний пассажир может легко перейти на задние кресла. Приятно также и то, что задние сиденья могут раскладываться как вперед для увеличения объема багажника, так и назад. В последнем случае получаются два неплохих спальных места.
Встречаются CR-V и с кожаным салоном, привезенные из Северной Америки (таковых в России появляется все больше из-за высокого курса евро). Здесь стоит отметить, что Honda CR-V выпускали не только в Японии, но и в Канаде (а с 2000 года и в Великобритании). По идее, качество автомобиля вне зависимости от страны-производителя должно быть абсолютно одинаковым, но традиционно считается, что сделанные в Японии машины чуть надежнее (их можно отличить по первой букве “J” в VIN-номере).
Удивительно, но Honda CR-V не может похвастаться гаммой предлагаемых двигателей. Мало того, первое поколение автомобиля и вовсе продавалось всего лишь с одним бензиновым мотором! А дизелей просто не было. В современном автомобилестроении все это воспринимается как какая-то дикость. Однако представители “Honda” были уверены, что их 16-клапанный 2,0-литровый мотор с системой впрыска VTEC оптимально подходит для CR-V. На самом деле далеко не все владельцы этого внедорожника согласны с японцами, ведь 128 “лошадей”, находившихся под капотом Honda CR-V вплоть до 1998 года, очень часто не хватало, особенно для уверенного обгона на трассе. К тому же первое время CR-V оснащалась только автоматической трансмиссией. Ну а после 1998 года за счет появления нового впускного коллектора и изменения настроек “мозгов” мотор стал выдавать 147 л.с., добавившие машине некоторый запас мощности.
Новые CR-V, появившиеся в 2002 году, комплектуются уже двумя моторами. Один из них предназначен для американского рынка и имеет объем 2,4 л (160 л.с.), а второй, 2-литровый, мощностью 150 л.с., ставится на все остальные машины.
Довольно много споров разгорается у владельцев CR-V по поводу того, какое топливо лучше заливать в бак. Вообще автомобилю нужен 95-й бензин. Однако в России он продается с большим количеством всевозможных присадок, что очень негативно сказывается на всем силовом агрегате. Самыми первыми страдают свечи, способные выдержать лишь около 10 тыс. км! Именно поэтому некоторые владельцы CR-V заливают менее высокооктановый, но более чистый 92-й бензин. При его использовании те же свечи выдерживают уже до 20 тыс. км. Но, даже несмотря на российское топливо, 2,0-литровый “хондовский” двигатель вне зависимости от своей мощности считается очень надежным. По крайней мере, на большинстве автомобилей с пробегом более 200 тыс. км с мотором еще ничего не делали. Вот только, эксплуатируя Honda CR-V, нужно помнить, что движок этого автомобиля предназначен для езды по асфальту. Если же ехать долгое время “внатяг”, его можно и перегреть (чтобы этого не случилось, не надо забывать про необходимость замены антифриза раз в два года или каждые 40 тыс. км).
Покупая подержанную Honda CR-V, нужно сразу же поменять и ремень ГРМ. Вообще он спокойно выдерживает 100 тыс. км (после этого пробега по инструкции нужно поставить новый ремень), однако никто ведь не знает, сколько на самом деле прошел автомобиль. А счетчик тут можно при желании скрутить. Вместе с ремнем ГРМ ($60) многие мастера рекомендуют сразу же поставить и новый натяжной ролик ($65). Как правило, он служит дольше, но не надо забывать — следующая замена ремня будет проводиться лишь на 200 тыс. км, и к этому времени с роликом может случиться все, что угодно. А, скажем, его заклинивание ведет к чрезвычайно дорогостоящему ремонту двигателя. Тут стоит отметить, что покупка Honda CR-V с проблемным мотором представляется очень большой авантюрой, ведь починка силового агрегата обойдется в весьма приличную сумму (при обрыве ремня ГРМ — более чем в $1500).
Из других работ, способствующих нормальной работе двигателя, стоит отметить регулировку зазоров клапанов (каждые 40 тыс. км), а также очистку форсунок и воздушных каналов дроссельной заслонки. О необходимости проведения последних операций говорит появление некоторых сбоев в работе двигателя (провалы при разгоне, отказ заводиться и нормально работать в холода и пр.). В подавляющем большинстве случаев очистка “внутренностей” двигателя от всяких отложений полностью восстанавливает работоспособность силового агрегата.
Коробки передач почти не требуют к себе внимания. У “механики” масло надо менять через 100 тыс. км, а у “автомата” — через 80 тыс. км. Хотя в России многие мастера по ремонту АКП рекомендуют сократить этот срок до 40 тыс. км. При обычной эксплуатации в городе обе трансмиссии способны совершенно спокойно выдержать больше 300—400 тыс. км (хотя сейчас машин с таким пробегом крайне мало). А вот если на CR-V с “автоматом” часто таскать прицеп или выезжать на бездорожье, к 200 тыс. км может потребоваться замена фрикционов. На фирменной СТО вместе с работой за это могут взять порядка $2000 (в “коробочных” сервисах — раза в два меньше). Но, повторим еще раз, “автомат” очень надежен и при более-менее спокойной езде и периодическом обслуживании ломается крайне редко. К тому же опыт показал, что с ним различные элементы трансмиссии служат несколько дольше. Да и сцепление менять не нужно (его ресурс на машинах с механической КП составляет 130—180 тыс. км).
Элементы трансмиссии Honda CR-V также крайне редко требуют к себе внимания. Проверяя автомобиль перед покупкой, необходимо найти где-нибудь грязь и заставить колеса вращаться вхолостую. При этом задняя ось должна подключиться плавно. Допустим лишь небольшой толчок. Задний мост во время работы может издавать едва слышный гул, появляющийся из-за образовавшегося внутри конденсата. Но это не страшно — обычно достаточно заменить масло в главной передаче заднего моста (данную операцию надо делать каждые 50 тыс. км). Есть в трансмиссии Honda CR-V и более серьезные проблемы. В частности, на автомобилях с пробегом более 100 тыс. км могут начать изнашиваться передние крестовины карданного вала. И ничего страшного в этом бы не было, но суть в том, что крестовины по отдельности не меняются! То есть надо покупать новый карданный вал в сборе стоимостью от $850 до $1500.
Проверке подвески Honda CR-V также надо уделить большое внимание. У этого внедорожника спереди и сзади стоит полностью независимая подвеска. Она обеспечивает очень неплохую плавность хода и управляемость, но при этом ремонт подвески может встать в весьма приличную сумму. При аккуратной эксплуатации CR-V на асфальтовых дорогах ее ресурс очень большой. Но если машина регулярно выезжает за город, ремонтировать подвеску придется намного чаще.
Если обнаружатся износившиеся втулки и стойки стабилизатора, то ничего страшного здесь нет — эти детали приходится менять каждые три года, а цена у них не слишком высокая. А вот замена задних амортизаторов, считающихся слабым местом CR-V, может потребовать уже больше $300. Передние амортизаторы более живучи и зачастую выдерживают по 100 тыс. км (задние иногда надо менять и после 50 тыс. км). Также при пробеге в районе 100 тыс. км могут износиться сайлент-блоки и шаровые в передней и задней подвеске. Причем в большинстве случаев покупать придется рычаги в сборе (а их на каждое переднее колесо приходится по две штуки, а на заднее — по три). Цена же на рычаги приличная (оригинальный стоит от $100 до $250). В результате серьезный ремонт подвески на фирменной СТО может выудить из кошелька более $1500. Наконечники рулевых тяг обычно “умирают” к 100—150 тыс. км, но их замена стоит недорого. А вот к 200 тыс. км может застучать рулевая рейка. На СТО “Honda” иногда рекомендуют покупать новую ($1200—1400), но на самом деле рейку можно восстановить (это вместе с ремкомплектом и работой обойдется в $250).
Водителям CR-V грех жаловаться на тормозную систему — она работает надежно, а АБС входит в базовую комплектацию. Передние тормозные колодки ($50 за комплект) обычно надо менять через 40 тыс. км, а вот задние иногда ходят более 100 тыс. км! Единственное, что иногда огорчает владельца автомобиля, так это вышедшие из строя датчики АБС ($130) — их хватает примерно на три зимы.