Cкажите, вы давно двигали мебель в своей квартире? Занимаетесь этим каждые полгода? Ну и как, квартира сильно прибавила в метраже? А московские власти полагают, что подобная “перестановка”, а точнее, перепланировка и благоустройство замкнутого Садовым кольцом пространства сможет существенно облегчить жизнь столичных автомобилистов. Наивные? Отнюдь. Ведь речь идет о больших деньгах...
Только не подумайте, что мы решили поерничать на предмет бессилия московских властей перед надвигающимся “автоармагеддоном”. Проблема заторов архисложна, и, на наш взгляд, город все же уделяет посильное внимание организации движения, реконструкции старых и строительству новых трасс и развязок. Однако многие специалисты, связанные по долгу службы с дорожной инфраструктурой, считают иначе. Они полагают, что по-настоящему спасти Москву от “пробок” способны только меры чрезвычайного характера — капитальное строительство тоннелей, эстакад, доступных перехватывающих парковок на многие тысячи машин. А “бюджетные”спасительные полумеры, как, например, “Комплексная схема организации дорожного движения в центре Москвы”, реализация которой начата в этом году, позволятв лучшем случае несколько отсрочить неминуемую “кончину” дорожного движения в центре Белокаменной.
Впрочем, если и вовсе ничего не предпринимать, то средняя скорость движения по Москве уже в самом ближайшем будущем неминуемо достигнет нулевой отметки. Как раз по этой причине и появились сначала проект, а затем и долгожданное постановление №351-ПП Правительства Москвы об организации движения транспорта в центре столицы. “МКмобиль” уже не раз писал о реконструкции и строительстве развязок на Садовом кольце, об организации одностороннего движения практически на всех улицах в пределах Садового, о реконструкции и расширении центральных набережных Москвы-реки.
А сегодня, когда постановление о выделении средств на все это великолепие подписано Лужковым, становится ясно, что первые результаты глобальной перепланировки столичного центра москвичи смогут ощутить на себе уже этим летом и осенью. Из магистральных улиц в этом году односторонними станут Верхняя Радищевская и Яузская. Затем их судьбу разделят Спиридоновка, Якиманка, Гончарная и Большая Бронная улицы. А к Новому году практически во всех переулках в пределах Садового кольца машины поедут в одном направлении. Новые автомобильные съезды с мостов построят на Серебрянической и Москворецкой набережных, а на Садовом кольце появится 12 пешеходных переходов. Всего же программа рассчитана до 2007 года.
По самым предварительным подсчетам, основываясь на ценах первого квартала 2003 года, эти масштабные нововведения обойдутся городскому бюджету в 8 млрд. 27 млн. руб. Из них на строительно-монтажные работы потратят 7 млрд.266 млн., на проектные работы — 761 млн. А расширение Пречистенской набережной, где уже сегодня идет строительство эстакады над руслом Москвы-реки и вдоль него, обойдется в 2 млрд. 700 млн. рублей. До 2007 года планируется профинансировать организацию съезда с Большого Каменного моста. Учитывая сложный с инженерной точки зрения проект по переносу стоящего на пути дорожников здания, это удовольствие выльется казне в 700 млн., а реконструкция Комиссариатского моста — в 400 млн. Предусмотрены и расходы, впрочем, не столь значительные, на организацию парковок и строительство подземных пешеходных переходов на Садовом кольце, а как минимум 180 млн. рублей уйдет на развитие системы дорожных знаков и указателей как для водителей, так и для пешеходов.
Одним словом, сумма, эквивалентная более чем четверти миллиарда долларов (!), скорее всего будет потрачена с пользой для города. Но ведь известно, что именно при масштабных строительных работах возможно колоссальное по размерам и практически безнаказанное воровство бюджетных денег. К тому же наверняка “по ходу пьесы” всплывут многочисленные дополнительные затратные статьи, которые разработчики схемы спрогнозировать не смогли. И мы не удивимся, если клубок решаемых в ходе программы проблем к 2007 году превратится в снежный ком, способный наделать огромных дыр в городском бюджете, а ситуация на дорогах при этом не улучшится.
Хотя специалисты НИиПИ Генплана Москвы, работавшие над схемой, уверены — затраты себя оправдают. “Пробок”, может, и не станет значительно меньше, но устрашающую прогрессию их роста удастся все же прервать. Это позволит собраться с силами перед будущими, надеемся, более кардинальными проектами по спасению нашего города от надвигающегося “столбняка”.
НАША СПРАВКА
По мнению сотрудников ГИБДД, ждать облегчения от введения одностороннего движения в центре столицы не стоит. В основном центр страдает от узких улиц и переулков. Осложняют ситуацию беспорядочно припаркованные машины, справится с которыми, пожалуй, не смогут и заново “узаконенные” эвакуаторы. К примеру, одностороннее движение на Остоженке и Пречистенке лишит многих водителей возможности выбраться на Садовое кольцо, минуя вечно “стоящие” бульвары. Кроме того, на данный момент обе эти улицы радуют практически полным отсутствием “пробок” даже в час пик — поток хоть и медленно, но уверенно движется. В случае же реорганизации движения поток не только не уменьшится, но, наоборот, возрастет, что, учитывая небольшую пропускную способность магистралей, явно не будет способствовать безостановочному трафику.
Похожая проблема с Никитскими улицами. В сторону области Большая Никитская “стоит” вовсе не из-за недостатка полос, а из-за светофора на Кудринской площади. Что же касается введения на ней одностороннего движения — кроме неудобств оно практически ничего не даст, считают в ГИБДД. “Пробки” здесь образуются в основном по принципу домино — “встали” бульвары, Моховая или Садовое, значит, быть затору и на Большой Никитской. Справится с этой проблемой поможет реорганизация движения на вышеперечисленных магистралях, а никак не на одной улице. Кроме того, расширять Никитскую возможности нет, следовательно, парковки у многочисленных магазинов, как и сейчас, будут осложнять проезд.
Таких примеров немало. Однако нельзя забывать о материальной стороне вопроса. При организации одностороннего движения на каждой улице требуется повесить минимум два знака: “кирпич” — с одной стороны, с другой — “одностороннее движение”. Каждое пересечение с этой улицей требует еще как минимум двух знаков, парковка — еще несколько и т.д. А если учесть, что один металлический “щиток” стоит от трех до девяти тысяч рублей, сумма выходит немалая. Кроме того, опасаются в ГИБДД: в первое время неизбежны частые аварии. С непривычки водители могут выезжать на вновь обращенную “встречную” полосу. Чтобы хоть как-то предотвратить хаос после введения изменений в местах реорганизации, будут выставляться патрули, а следовательно — “оголяться” другие участки.
Одним словом, тотальное введение одностороннего движения не даст ожидаемого эффекта. Чуть разгрузив одни магистрали, оно наглухо “остановит” другие. Так что отдельные частности этого проекта некоторые профессионалы из дорожной инспекции справедливо ставят под сомнение.