Фраза из песни известных бардов как нельзя лучше отражает отношение российского водителя к этим машинам. Знатокам же хорошо известно, что такое Mercedes S-класса в кузове W140, которые у нас часто называют “шестисотыми”. Однако не этот автомобиль был самым “крутым” Mercedes в 90-х годах! Дороже стоили огромные купе, созданные на базе S-класса.
Сказать, что Mercedes S-класса в кузове W140 в свое время был самой популярной машиной России, значит, не сказать ничего. “Сто сороковой” стал культовым автомобилем. И наверняка через несколько десятков лет 90-е годы в нашей стране будут ассоциироваться не только с приватизацией, Ельциным и прочими свидетельствами демократизации, но и с Mercedes W140. Именно эта модель стала символом новых русских, сумевших быстро заработать много денег и при помощи малиновых пиджаков, золотых цепей и огромных автомобилей демонстрировавших окружающим свое благосостояние. Естественно, самыми шикарными и престижными Mercedes W140 во времена первоначального накопления российского капитала были модели с удлиненной колесной базой и двигателем объемом 6 литров. И, что самое интересное, владельцы таких автомобилей очень часто ездили не с водителем, а сами сидели за рулем! Именно для этих господ “Mercedes” выпускает мощные купе на базе S-класса, обозначенные буквами CL. Конечно, самый идеальный вариант — приобретение нового Mercedes CL, однако он, мягко говоря, далеко не всем по карману (автомобиль стоит $140 000—200 000). Но неплохо смотрятся и машины предыдущего поколения, сегодня продающиеся примерно за $25 000.
Штырьки и присоски
Оснащение купе Mercedes (несмотря на различные обозначения, будем их в дальнейшем называть CL вне зависимости от года выпуска) было чрезвычайно богатым с самого начала производства.
Что касается заднего сиденья, то там, конечно, не так много места, как в седане W140, однако пассажир даже высокого роста сидит с комфортом. И дело не только в достаточном пространстве в зоне коленей или мягком диване: здесь и отличная шумоизоляция, и двойные стекла (на современных Mercedes их уже нет), полностью отделяющие водителя и пассажиров от всего окружающего мира. Сел в машину, закрыл дверь — и все… тишина. Правда, и цена таких стекол немаленькая. Например, оригинальное обойдется почти в $540 за штуку, и еще около $50—70 придется отдать за замену. А вот задние стеклоподъемники на Mercedes CL обычно служат без каких-то проблем, ведь ими пользуются достаточно редко.
И еще один очень забавный момент: счетчик пробега у этих Mercedes крутится всего до 100 тыс. км, и часто цифра, например 90, ни о чем не говорит. Это несколько затрудняет определение реального пробега (к тому же счетчик легко скручивается).
Из других наворотов, которыми знамениты эти автомобили, надо отметить “присоски” дверей. Их преимущество заключается в том, что двери просто не могут быть не захлопнуты до конца. Но, понятное дело, эта система рано или поздно может выйти из строя (часто это происходит при пробеге 100—150 тыс. км). В большинстве случаев ломается вакуумный компрессор. Его можно отремонтировать (фирменные СТО “Mercedes” этим, как правило, не занимаются) примерно за $150 либо поставить новый. В последнем случае затраты составят $700—850 в зависимости от того, где покупать запчасти и проводить работы. Может сломаться и второй компрессор, “заведующий” центральным замком и прочими вещами. Его цена — около $840.
Доплати за легенду
Mercedes CL оснащался лишь тремя двигателями. Самый “слабый” из них имеет восемь цилиндров и объем 4,2 л. Его мощность составляет 279 л.с., а крутящий момент 400 Нм. Признаться, этого вполне достаточно даже для столь большого и тяжелого автомобиля, как Mercedes CL, ведь его разгон с места до 100 км/ч занимает всего 8,3 с, а максимальная скорость — 245 км/ч. И это-то для машины длиной больше пяти метров и весом примерно в 2 тонны! Но все же наиболее популярным был 5-литровый V8 (320 “лошадей” и 470 Нм). С ним автомобиль ускоряется с 0—100 км/ч за 7,5 с, а “максималка” составляет 250 км/ч (ограничена электроникой). Ну а самым-самым “крутым” слыл Mercedes CL с 6,0-литровым двигателем V12 (394 л.с. и 570 Нм). Такие купе способны набрать 100 км/ч за какие-то 6,6 с. Но больше всего 12-цилиндровый агрегат любили не за его мощность, а за благородный рокот и ни с чем не сравнимую тягу на любой скорости. Стоит только нажать на педаль газа, как автомобиль, задумавшись на мгновение, тут же рванется вперед, оставив все остальные машины далеко позади.
О надежности мерседесовского 6,0-литрового двигателя V12 (серия М120) ходят легенды. Есть немало случаев, когда такие силовые агрегаты отбегали без капитального ремонта более миллиона км! И это правда, но идеализировать 12-цилиндровый мотор все же не стоит. Он действительно имеет огромнейший ресурс, но лишь при грамотном и своевременном уходе. Например, каждые два года нужно менять так называемую П-образную прокладку двигателя. Как очень часто бывает в таких случаях, она стоит совсем недорого ($7), однако чтобы ее сменить, придется разобрать полмотора: необходимо снять впускной коллектор, клапанную крышку и так далее. Так что процесс установки новой прокладки занимает один, а иногда и два дня. Соответственно и счета за ремонт получаются немаленькие: на СТО “Mercedes” возьмут порядка $1500, а на обычных сервисах — $500—700.
Из других профилактических работ стоит отметить обязательную прочистку радиатора (раз в год). Дело в том, что на автомобилях с 6-литровым двигателем их два. Первый работает на кондиционер, а второй уже непосредственно на силовой агрегат (такая конструкция, с двумя радиаторами один перед другим, имеется на всех современных Mercedes). Расстояние между ними небольшое, и в процессе езды (особенно летом) туда неизбежно попадает всякая пыль, пух, мошкара и пр. В итоге соты радиатора двигателя забиваются, и он начинает плохо исполнять свои функции. Последствиями этого будет перегрев мотора, после которого придется искать несколько тысяч долларов на ремонт. Также для предупреждения перегрева нужно каждые 15 тыс. км менять воздушные фильтры (их тоже два), что стоит порядка $100, и через два года обновлять охлаждающую жидкость. А еще все двигатели, вне зависимости от объема и количества цилиндров, требуют помимо замены масла, фильтров и пр. каждые 200 тыс. км замены цепи ГРМ (около $150—250).
Помимо двух воздушных фильтров 6-литровый мотор имеет два катализатора и два расходомера воздуха. На автомобилях с достаточно большими пробегами все это может выйти из строя, а, например, один катализатор стоит порядка $1000. По счастью, катализаторы можно “выбить”, но в этом случае вырастет и без того немаленький расход топлива — обычно при езде по городу на каждые 100 км уходит около 15 л. Вообще содержание автомобиля с 6-литровым двигателем стоит примерно на треть дороже, чем с мотором V8. И дело не только в расходе бензина (4,2- и 5-литровые агрегаты тоже “жрут” прилично). Например, принято считать, что водяная помпа на V12 ломается чаще. А ее замена стоит весьма прилично, так как только работа обходится в $150—250. Сама деталь еще в $400 (неоригинальная — $200).
Так что, если приобретается дорогой автомобиль в хорошем состоянии с небольшим пробегом и есть финансовые возможности его обслуживать, то можно смело брать Mercedes CL 600. Но когда сумма, например, в $1000 на ремонт для владельца “неподъемная”, лучше обратить свой взор на автомобили с моторами V8. Тем более что они многими мастерами по ремонту Mercedes признаются оптимальными для купе.
Что касается ресурса, то он у V8 чуть поменьше, чем у V12, но 500 тыс. км эти силовые агрегаты при соответствующем уходе должны отходить.
Побочные эффекты
Все без исключения Mercedes CL оснащались только автоматическими коробками передач. На машинах до 1997 года АКП требует замены масла каждые 30 тыс. км, позже появились немного модернизированные трансмиссии с электронным управлением, где масло способно служить по 60 тыс. км. Особенность мерседесовских автоматов — регулярные подтекания. Небольшая часть АКП с электронным управлением имела конструктивный дефект: после 200—300 тыс. км может выйти из строя втулка скольжения между первичным и вторичным валом, из-за чего коробка “умирает” (ее ремонт в таком случае стоит не меньше $2000). С 1998 года надежность трансмиссий была улучшена благодаря применению не втулки, а подшипника. Проверяя коробку, нужно обратить особое внимание на то, чтобы скорости переключались плавно, без каких-либо намеков на рывки.
Ходовая часть Mercedes CL настроена в первую очередь на комфортабельную езду. Причем подвеска настолько плавная, что люди в автомобиле практически не замечают большинства ям и стыков. Хотя, гоняя на Mercedes CL, нужно помнить, что плавность хода вовсе не означает, что можно не притормаживать перед колдобинами. Каких-то слабых мест в подвеске Mercedes CL практически нет, и ходовая при аккуратной езде служит по нескольку лет, не требуя вообще никакого внимания. Однако стоит не поменять вовремя какой-нибудь “умирающий” элемент, как он тут же начнет “тянуть” за собой соседние детали. А не заметить износ очень легко, так как благодаря хорошей шумоизоляции различные скрипы и стуки в салон почти не проникают.
Самым проблемным элементом в подвеске Mercedes CL многие называют амортизаторы. Но вовсе не потому, что они быстро выходят из строя (их хватает примерно на 100 тыс. км). Дело в том, что на многие купе устанавливали амортизаторы с гидравлическим регулятором дорожного просвета.
И только один такой амортизатор стоит порядка $600! Хотя можно найти и неоригинальную деталь за $300—400. Так что многие владельцы при необходимости замены всех четырех стоек ставят обычные амортизаторы без системы регулировки. Они делают автомобиль не таким комфортабельным, но зато их замена обходится максимум в $400—500.
Примерно раз в 2—3 года при езде по нашим дорогам приходится менять сайлент-блоки передних нижних рычагов ($200 вместе с работой), наружные сайлент-блоки задних рычагов, а также втулки маятникового рычага. Замена последних требует довольно больших трудозатрат, так как необходимо частично вывешивать двигатель. Чаще (примерно раз в год) надо менять передние стойки стабилизатора, но это стоит недорого. Если при осмотре автомобиля выяснится, что серьезно изношены задние рычаги (их лучше менять все сразу), нужно быть готовым отдать за эту операцию порядка $1000.
Рулевое управление на Mercedes CL редко когда доставляет проблемы. Максимум с чем сталкиваются большинство владельцев этих машин, так это с необходимостью замены сальников рулевого, но это стоит около $200. Да и менять их надо лишь каждые 5—7 лет. Надежна и тормозная система, хотя ее ресурс зависит в первую очередь от манеры езды. Если передвигаться на Mercedes CL, как и рекомендуется, неторопливо и вальяжно, то диски и колодки протянут очень долго. А вот когда водитель постоянно жмет на педаль акселератора и затем резко тормозит на светофоре, тормозная система изнашивается достаточно быстро (кстати, и не только тормозная — резкий стиль езды вредит также двигателю, подвеске и автоматической КП). Тормозные колодки лучше всего покупать фирменные, так как “неоригинал” может быстро испортить диски. Ну а что касается ручного тормоза, то он требует постоянного контроля и регулировки (около $40). Но это проблема многих Mercedes.
Mercedes CL первого поколения — очень комфортный, быстрый, а главное, престижный автомобиль. Однако, покупая Mercedes CL, нужно помнить, что ремонт его довольно дорог, да и расход топлива, прямо скажем, немаленький. Поэтому приобретение купе на последние деньги — большая ошибка. Также нужно отметить, что дешевым Mercedes CL в хорошем состоянии быть не может. А если кто-то и устраивает “распродажу”, то скорее всего машина либо требует значительного ремонта стоимостью в несколько тысяч долларов, либо у нее криминальное прошлое. На последнее обратите особое внимание — шикарные Mercedes до сих пор привлекают внимание угонщиков.
ЭКСКУРС
Первым купе от “Mercedes” можно назвать модель 300S Coupe. Этот автомобиль делали всего три года — с 1955 по 1958. Примерно в то же время “Mercedes” выпускал и другое купе — 220S Coupe (1956—1960). Модель оснащали 2,2-литровым 6-цилиндровым силовым агрегатом мощностью 100 л.с. или 115 л.с. (последний вариант стоял под капотом версии 220 SE).
Следующая версия шикарных двухдверных автомобилей построили на базе Mercedes с кузовом W112. Эти купе (внутризаводское обозначение кузова W111) выпускались с различными изменениями с 1961 по 1971 год и имели обозначения 220 SEb Coupe (2,2-литровый мотор мощностью 120 л.с.), 250 SE Coupe (2,5 л, 150 л.с.), 280 SE Coupe (2,8 л, 160 л.с.), 300 SE Coupe (3,0 л, 160 л.с.) и 280 SE 3,5 Coupe с 3,5-литровым 8-цилиндровым агрегатом мощностью 200 л.с. (все остальные моторы имели шесть цилиндров).
В 1972 году началось производство нового седана высшего класса с кузовом W116, однако купе на этой платформе не делали (родственной конструкцией был, однако, вариант купе SLC на базе родстера серии 107), оно появилось лишь в 1981 году.
В основе автомобиля оказался седан с кузовом W126 (соответственно, купе обозначали как С126). Модель оснащали несколькими 8-цилиндровыми моторами: 3,8 л (204 л.с.), 4,2 л (204, 218, 224 или 231 л.с., в зависимости от года выпуска и наличия/отсутствия катализатора), 5,0 л (223, 231, 245, 252 или 265 л.с.) и 5,5 л (242, 272, 279 или 300 л.с.).
В 1992 году появилось купе на базе Mercedes в кузове W140 (двухдверные машины обозначались C140). Сначала автомобиль комплектовался 5-литровым V8 (320 л.с.) и 6-литровым двигателем V12 (394 л.с.). Соответственно машины назывались Mercedes 500 SEC и 600 SEC. С июня 1993 года индексация несколько изменилась — S500 Coupe и S600 Coupe. В 1994 году моторная гамма пополнилась третьим силовым агрегатом — 4,2-литровым V8 мощностью 279 л.с.
В середине 1996 года “Mercedes” выделил роскошные купе в отдельный класс, получивший обозначение CL. Модели стали называться CL420, CL500 и CL600.
Mercedes CL первого поколения выпускали до весны 1999 года, пока в Женеве не было показано новое купе CL (кузов W215). Сначала автомобиль получил двигатели V8 объемом 5,0 л мощностью 306 л.с. (версия CL500) и V12 объемом 5,8 л мощностью 367 л.с. (CL600). Осенью 1999 года появилась “заряженная” модификация CL55 AMG c 5,4-литровым V8 (360 л.с.).
В 2002 году двигатели под капотом Mercedes CL резко прибавили в мощности. Так, 5,4-литровый мотор от CL55 AMG оснастили компрессором, а вместо 5,8-литрового V12 появился новый 12-цилиндровый агрегат объемом 5,5 л, оборудованный турбонаддувом. В результате мощность обоих моторов составила 500 л.с!