1416

Город без грузовиков

Столица, забитая автомобилями, похоже, достала и элиту общества — народных избранников. В частности, бесконечные “пробки” перед Госдумой вывели из себя заместителя председателя комитета Госдумы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму, руководителя исполкома московского отделения партии “Единая Россия” Владимира МЕДИНСКОГО, формирующего инициативную группу московского отделения «ЕдРа» по избавлению города от заторов.
Поделиться

Столица, забитая автомобилями, похоже, достала и элиту общества — народных избранников. В частности, бесконечные “пробки” перед Госдумой вывели из себя заместителя председателя комитета Госдумы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму, руководителя исполкома московского отделения партии “Единая Россия” Владимира МЕДИНСКОГО, формирующего инициативную группу московского отделения «ЕдРа» по избавлению города от заторов.


По мнению г-на Мединского, решить проблему “пробок” в столице можно только тремя способами. Первый — это дорожное строительство. Здесь, по его мнению, вопросов нет: все, что Москва может сделать для облегчения дорожного движения, — делает. И даже больше. МКАД, Третье и Четвертое кольцо, постоянная реконструкция проезжей части, изменение направлений дорожного движения в центре столицы, внедрение спецпропусков для проезда грузовых машин в центральные районы города.

Второй путь, предлагаемый сегодня, — оптимизация дорожного движения. Над этой проблемой город также постоянно работает. Показательный пример — идея “закрутки” в одну сторону Садового кольца и дорог вокруг Кремля, а также одностороннее движение по некоторым улицам в центре Москвы. Меры эти требуют значительных финансовых затрат, в том числе и на создание компьютерного управления движением в центре столицы.

Наконец, считает депутат, есть третий вариант, который даже страшно предложить городу. Правда, специалисты об этом давно поговаривают, но вполголоса, поскольку еще никто не просчитывал последствий довольно непопулярного решения. Речь идет об ограниченном въезде легковушек в пределы Бульварного кольца. Причем, обещает Мединский, этот вариант обойдется городу куда дешевле, чем первые два.

Чем обоснованы такие жесткие меры? Работы по улучшению дорожной сети в городе всегда будут отставать от потребностей автомобилистов. Сегодня на тысячу жителей мегаполиса приходится 300 автомобилей. Что будет твориться на дорогах, когда этот показатель достигнет 400, а затем и 500 авто на ту же тысячу? Уверен, город “встанет” всерьез и надолго. Не спасет столицу и массовое внедрение автоматизированной системы управления движением. Полностью искоренить “пробки” на наших дорогах оно также не сможет.

Поэтому прежде всего, считает депутат, необходимо поэтапно ограничить движение днем по Москве грузового транспорта к 2008 году (кроме “Газелей” и им подобных транспортных средств). Сейчас в ограниченных масштабах это можно сделать с помощью спецпропусков, получаемых водителями в контрольно-разрешительном отделе столичной ГИБДД. Грузовики должны ездить по Первопрестольной с 6 утра до 11 вечера. То же самое касается и МКАД.

Повышение эффективности

Чего город в итоге добьется? Во-первых, резко возрастет эффективность транспортных перевозок. Автомобили начнут ездить нормально, а не простаивать и дымить в “пробках”. Если за день водитель из-за заторов, к примеру, успевает только в четыре-пять торговых точек завезти товар, то ночью, за такое же рабочее время, он забросит продукты уже в десять магазинов. Таким образом, считает Мединский, эффективность перевозок возрастет в несколько раз. Цена товара на прилавках из-за перехода водителей грузовых автомобилей на ночной режим работы не увеличится. Еще несколько плюсов. Перевод на ночной график работы заметно улучшит экологию из-за снижения пробегов грузового транспорта. Кроме того, снижается нагрузка на дороги. Город сэкономит на их ремонте, а исключение из автопотока грузовозов существенно увеличит скорость легковых автомобилей.



Бедный? Сиди дома!

Другая глобальная программа, предлагаемая Мединским, — постепенное введение платных зон для проезда личного и служебного транспорта в пределы Бульварного кольца. Затраты на это дело обойдутся городу во много раз дешевле, чем на ремонт и реконструкцию дорог.

— Благодаря радиальному расположению магистралей в Москве намного проще закрыть проезд в центр города, чем в том же Лондоне, — говорит Мединский. — Кстати, тамошний мэр Кен Ливингстон пошел на весьма непопулярную меру, закрыв центральные районы английской столицы для бесплатного въезда личных автомобилей. Везде, где только можно, установил видеокамеры, всевозможные следящие устройства и шлагбаумы, контролирующие въезд в историческую часть города. Только за первый год работы казна мэрии за счет выдачи платных пропусков и штрафов пополнилась на70 млн. фунтов (более $100 млн.). Первые месяцы возмущающихся было большинство. Через три, когда местные жители наконец вздохнули полной грудью, критика сошла на нет.

Согласно предложению Мединского, автомобилисты, желающие ставить автомобиль в центре, должны за это заплатить. К примеру, цена пропуска в $50 в месяц не будет обременительной для владельцев иномарок, коих в центре большинство. За них могут заплатить и компании, занимающие офисы в центре города. Автомобилисты — жители центра должны получать пропуска бесплатно. Так же как и общественный транспорт, и автомобили медучреждений, коммунальных и аварийных служб.



Каменные джунгли

— Если мы хотим убить центр Москвы, — горячится Мединский, — делать ничего не надо. Однако чтобы этого не произошло, центр надо закрывать. Поэтапно, по улицам или блоками — как хотите. Но непременно закрывать. Сегодня можно пройтись по Арбату, Камергерскому или Лаврушинскому переулкам. Видели ли вы граждан, гуляющих, например, по Большой Дмитровке? То-то и оно. Там автомобили вплотную стоят по обе стороны улицы, и для проезда транспорта осталось чуть ли не полполосы. Сколько таких исторических улиц насчитывается в Москве, где жители могли бы спокойно гулять? Очень трудно принимать непопулярное решение. И мэрии придется продемонстрировать определенные усилия в этом вопросе. Почему-то никто не возмущается, что, к примеру, автомобилям запрещено въезжать на Красную площадь? Не положено, и точка.

Что еще необходимо сделать для разгрузки центра города? Во-первых, резко увеличить штрафы за неправильную парковку. Количество мест в центре, где нельзя парковаться, увеличить в разы. Сегодня штраф составляет 50 руб. Проще заплатить, чем искать другое место для парковки. Сегодня хорошее место парковки на Тверской уже стоит 100 рублей.

Второе. Необходимо передать субъектам РФ полномочия по регулированию транспортных потоков, а также определение ответственности за нарушения ПДД. Соответственно необходимо вводить изменения в КоАП.

— В отличие от Лондона нам считывающие устройства не нужны. Чтобы перекрыть центр города по Бульварному кольцу, хватит роты ДПС. По крайней мере они там будут заниматься делом. Ужасно то, что люди не задумываются о давно назревшей проблеме. Надо спуститься на землю — сесть в “Жигули” и проехать по Варшавке в час пик. И сразу все станет ясно.



НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Леонид ОЛЬШАНСКИЙ, адвокат:

— Платный въезд в центр города противоречит статье 19 Основного закона, согласно которой все граждане равны независимо от места проживания. На деле получится так, что богатые автовладельцы получат возможность проезда в пределы Бульварного кольца, а бедные собственники машин — нет. Кроме того, желание закрыть центр столицы противоречит статье 27 Конституции, декларирующей свободу передвижения всем гражданам России.

Еще один интересный момент. Введение платы за проезд в центр города — это не практика КоАПа. Это потребует внесения серьезных изменений в Налоговый кодекс и ряд иных документов. Пойдет ли на это Госдума? Всем известно, где депутаты паркуют свои автомобили...

На платных пропусках для въезда в центр сразу же нагреют руки всяческие мошенники. Это мы видим на примере организации массового производства фальшивых проездных для общественного транспорта. Ежегодно их изымают на миллионы рублей. Но поток подделок пока не иссякает.