То ли тоска по прошлому, то ли дела с уплатой штрафов и впрямь обстоят плачевно, но главный госавтоинспектор страны генерал-лейтенант милиции Виктор КИРЬЯНОВ заговорил о возвращении практики изъятия “прав” за любое нарушение ПДД.
Когда в июле 2002 года вступил в законную силу новый Кодекс об административных правонарушениях, ГИБДД схватилась за голову — полноценно работать с таким законом невозможно. Все прорехи свежеиспеченного КоАПа дали о себе знать буквально в первые же месяцы жизни данного документа: водители быстро прочувствовали, что сколь много они не нарушали бы по мелочам, наказания не будет. А все потому, что новый Кодекс запретил инспекторам ГАИ задерживать “права” за нарушения Правил. Исключение составили лишь несколько позиций: управление автомобилем в подпитии (а равно и отказ проходить медосвидетельствование на состояние опьянения), превышение скорости на величину более 60 км/ч, нарушение правил переезда через железнодорожные пути, выезд на встречную полосу, оставление места ДТП и прочее. Эти нарушения законодатели посчитали грубыми и в качестве наказания предусмотрели такую меру воздействия, как изъятие “прав”.
К слову сказать, был изменен и порядок уплаты штрафов. Если раньше труженик полосатого жезла мог легально взять с нарушителя деньги на месте выявленного проступка и взамен дать ему квитанцию об оплате, то новый КоАП исключил такую практику, посчитав ее порочной. Так, с июля 2002 года сотрудники ДПС могут лишь составить на водителя протокол о нарушении ПДД и, если тот не собирается оспаривать взыскание, выдать постановление-квитанцию, оплатить которую можно в сберкассе.
Как уже было сказано, новый Кодекс запретил инспекторам задерживать водительское удостоверение за мелкие нарушения, в связи с чем шоферская братия лишилась стимула оплачивать дорожные грехи. По официальным данным ГИБДД, собираемость штрафов после принятия нового КоАП составила жалких 20%. Поняли свою ошибку и парламентарии, сгоряча одобрившие малоэффективную систему взимания штрафов. Аккурат под Новый год, а именно 16 декабря, вступили в силу поправки к статье 20.25 КоАП РФ, которые грозят неплательщикам либо удвоением штрафа, либо административным арестом на срок до 15 суток. Однако мало только заплатить, надо еще предъявить сотрудникам ГАИ, оштрафовавшим вас, квитанцию об оплате. Наказание за неуплату довольно суровое, и по логике вещей собираемость штрафов должна была приблизиться к 100%. Ан нет! Как и прежде, отечественные автомобилисты не спешат расставаться со своими кровными, поскольку знают, что из-за сотни-другой рублей судебный пристав арестовывать их не будет.
Штрафы не платятся, а значит, принцип неотвратимости наказания не действует. Как следствие, в стране с каждым годом растут показатели аварийности (причем как абсолютные, так и относительные). Не смогли моторизованные россияне правильно распорядиться либеральностью КоАПа, за что, собственно, скоро и поплатятся: будут очереди в группы дознания и прочие уже позабытые “прелести”.
Будет, конечно, волна протестов со стороны различных правозащитников автомобилистов, но их голоса вряд ли услышат, поскольку большинство инициатив ГИБДД поддерживается на уровне Госдумы и Совета Федерации. Идея главного гаишного ведомства страны о возвращении прежней системы задержания “прав” имеет все шансы стать реальностью уже в самое ближайшее время.
Виктор КИРЬЯНОВ, начальник Главного управления ГИБДД МВД России, генерал-лейтенант милиции:
— Когда наши сотрудники задерживали у водителей “права” и отдавали их только после оплаты штрафа, квитанции оплачивались в 98% случаев. Введение системы оплаты штрафов через сберкассу снизило их собираемость в три раза. В сложившейся ситуации мне видится только один выход — вернуться к старой системе, то есть задерживать водительское удостоверение за любое нарушение и отдавать его в обмен на оплаченную квитанцию.
Вместе с тем я понимаю, что одна из главных задач ГИБДД — выявить нарушителя. А наказать его — это уже работа других структур. Но, учитывая слабую активность судебных приставов, контроль за оплату штрафов лучше отдать Госавтоинспекции, поскольку лишь в этом случае в полной мере заработает принцип неотвратимости наказания. Другого пути, к сожалению, нет.