Давно ожидаемое событие — выравнивание розничных цен на бензин в России и США — наконец состоялось. Отечественные торговцы автомобильным топливом, пытаясь отвести от себя раздражение общества, вызванное этим фактом, разводят руками, перекладывая всю ответственность на правительство страны.
Пока календарь не начнет отсчитывать осенние дни, считает вице-президент “Московской топливной ассоциации” Алексей Небольсин, цены на бензин в московском регионе не поднимутся. Хотя удивляться тут нечему — оптовые цены на нефть и нефтепродукты пересматриваются в начале каждого месяца.
Впрочем, надеяться, что в сентябре топливо не подорожает, может только наивный. Помимо неуклонного роста мировых цен на нефть, позволяющего отечественным торговцам бензином повышать цены на автозаправочных станциях, в России начинается сезонное повышение спроса на топливо, связанное с уборкой урожая.
А в августе произошло знаменательное для отечественных автомобилистов событие — розничная цена на бензин в России впервые сравнялась с ценой автомобильного топлива в США. По данным Федеральной службы государственной статистики, только за первую неделю августа в среднем по России потребительские цены на бензин выросли на 0,5%. При этом московские розничные торговцы говорят о своих героических усилиях на ниве смягчения финансового удара по кошелькам автовладельцев. Так, с начала года бензин на АЗС подорожал “всего” на 19—20% при том, что за тот же период оптовые цены, устанавливаемые нефтяными корпорациями, выросли на 40%. Любопытно, что в то же время оптовики в США подняли свои расценки всего на 8—12%.
У стремительного роста внутрироссийских цен на бензин имеется несколько причин. Нефтяники чаще всего ссылаются на конъюнктуру мирового рынка нефти. Мол, там цены растут, и продавать этот товар внутри страны “по дешевке” им становится невыгодно.
Свою роль в повышении цен играет и построенная еще в советские времена система обеспечения нефтепродуктами, приводящая к монополизму на региональных топливных рынках. Когда шла приватизация отечественной промышленности, никто не думал о последствиях для автовладельцев, когда нефтеперерабатывающие предприятия области оказывались под контролем пары корпораций. О нормальной ценовой конкуренции тут говорить не приходится: дешевый бензин из соседнего региона транспортировка делает неконкурентоспособным. Большинство НПЗ входят в структуру вертикально интегрированных нефтяных компаний. Они перерабатывают нефть, цена на которую формируется внутрикорпоративно. Независимые же заводы закупают нефть по рыночной цене. А на заправках цены не могут сильно различаться — более дорогое топливо не найдет покупателя. Это позволяет отечественным крупным нефтяным компаниям, поднимая цены, получать дополнительные доходы.
Главная причина роста цен на бензин кроется даже не в сговоре жадных нефтяников. Это выгодно прежде всего самому государству. Его главная цель — за счет рекордных мировых цен на нефть собрать как можно больше денег в “стабилизационные фонды”. Достаточно сравнить прогноз Правительства России на цену нефти на будущий год ($28 за баррель), исходя из которого планируются расходы бюджета-2005, с текущими — $43—45. Разницу власти складывают в отдельный государственный карман для разрешения всяческих финансовых неувязок, возникающих или ожидающихся в ходе разного рода реформ и нововведений в российском законодательстве и в обществе.
Сама концепция российского антимонопольного законодательства изначально писалась с прицелом на быстрое и мощное развитие национальной “нефтянки”. Она должна быть как можно более сильной для противостояния мировым нефтедобывающим концернам и приносить в бюджет как можно больше денег. Российское антимонопольное ведомство не имеет серьезных рычагов для воздействия на нефтяные компании даже в ситуации, когда внешние признаки картельного сговора видны невооруженным глазом. В недрах правительства сейчас обсуждается концепция нового антимонопольного закона. Однако будет он изменен в результате сей дискуссии, каким образом и, главное, когда — не знает никто.
Сложившееся положение, вызывающее непрерывный рост цен на бензин в стране, судя по всему, полностью укладывается в экономическую политику государства. Рядовые автомобилисты расплачиваются за желание государства воспользоваться удачной для России конъюнктурой мирового нефтяного рынка для “накопления жирка”.