1221

Презумпция виновности

Очередную порцию изменений подготовили парламентарии в “автомобильную” главу КоАПа. Владимир Мединский, член фракции “Единая Россия”, внес на рассмотрение законопроект, который, по мысли автора, не только сделает движение более безопасным, но и поможет избавиться от ненавистных “пробок”.
Поделиться

Очередную порцию изменений подготовили парламентарии в “автомобильную” главу КоАПа. Владимир Мединский, член фракции “Единая Россия”, внес на рассмотрение законопроект, который, по мысли автора, не только сделает движение более безопасным, но и поможет избавиться от ненавистных “пробок”.

Перво-наперво, что хотят единороссы, — обязать непосредственных собственников автомобилей нести полную ответственность за все нарушения, в которых был замечен их “четырехколесный друг”. В этой связи статью 1.5 КоАПа РФ предлагается дополнить еще одним пунктом (пятым по счету). Звучит он примерно так:

“В случае выявления и документирования административного правонарушения в области дорожного движения с использованием специальных технических средств или средств фото- или видеофиксации при невозможности установления лица, его совершившего, к административной ответственности привлекается собственник транспортного средства”. В переводе на язык электората сие значит, что если вы доверили свою машину близкому или не очень близкому приятелю, который, к примеру, взял да выехал на “встречку”, а момент нарушения (но не физиономию водителя) сфотографировал или снял на видеокамеру инспектор, то лишать “прав” и штрафовать будут не его, а вас — собственника авто! Правда, сделаем оговорку, что такие последствия наступят, если инспектор ГИБДД не пожелает лично остановить беспредельщика, а лишь ограничится фиксацией нарушения. Но не стоит пугаться этой новации. Как нам пояснил автор поправок, собственник в порядке регресса может адресовать штраф поверенному лицу, если в суде сумеет доказать свою непричастность к нарушению. Правда, о том, что поправка ставит крест на таком архиважном демократическом завоевании как презумпция невиновности, ее автор скромно умалчивает. Но ссылается на опыт колыбели демократии — Францию.

Лихачи сыграют в ящик. Электронный

В Париже пару лет назад установили 19 приборов, способных не только измерить скорость и протоколировать выезд на полосу встречного движения или проезд на “красный”, но и представить наглядное тому доказательство в виде фотографии и видеозаписи. За первые месяцы работы эти беспристрастные “легавые” полностью окупили себя и, более того, пополнили городскую казну на 2 150 000 евро! На заработанные деньги жандармерия Парижа купила еще 200 приборов, и с тех пор все ключевые магистрали Парижа находятся под прицелом чудо-техники.

В случае нарушения автомобилем ПДД техника незамедлительно реагирует на это фотоснимком. По номеру автомобиля разыскивается его владелец, которому в течение недели приходит письмо с фотографией нарушения и квитанцией на оплату штрафа. Стражей дорожного порядка не интересует, кто сидел за рулем: всю ответственность несет владелец транспортного средства, а посему отнекиваться, что, дескать, за “баранкой” сидела жена, теща или любимая собака, — бессмысленно.

Однако перекладывание ответственности за нарушение ПДД на собственников авто — не единственная думская поправка к КоАПу. Автомобили, которые рассекают по тротуарам, объезжая “пробки”, достали не только пешеходов, но и законотворцев. В связи с этим предлагается часть 1 статьи 12.15 Административного кодекса немножко изменить — вместо штрафа в 50 рублей (0,5 МРОТ) взимать с хулиганов 1000 “деревянных”. Также до 10 МРОТ предлагается увеличить ответственность за выезд на полосу встречного движения (ст. 12.15 ч. 3). И это хорошо, если суд назначит штраф, а не лишение, ибо единороссы хотят увеличить за этот проступок и срок лишения “прав” — от трех до шести месяцев (вместо прежних от двух до четырех).

Несладко придется и нарушителям, создающим серьезные помехи для движения транспорта. Скажем, если сейчас неправильная парковка “стоит” каких-то 50 рублей, что по сегодняшним меркам — не штраф, а издевка над дорожным законом. По мысли тружеников нижней палаты парламента, право назначать штраф за нарушение правил остановки и стоянки надо отдать на откуп местным властям, а если учесть аппетиты московских градоначальников, то за парковку не по правилам можно налететь на оч-чень большие деньги. К тому же в итоге получится, что в каждом регионе будут действовать разные законы, и как это сочетается со взятым президентом курсом на федерализм — непонятно.

Когда «красный» – не помеха

Теперь о самом наболевшем — об эвакуаторах и штрафстоянках. Сегодняшний Кодекс прямо запрещает эвакуацию автомобилей, блокировку колес, снятие номерных знаков за нарушения правил стоянки. Мединский предлагает исключить из КоАПа этот запрет, что попахивает не самыми приятными последствиями для армии российских автомобилистов.

Однако не только по пути ужесточения нормативной базы решили двигаться думцы. В некоторых вопросах, напротив, пошли на некоторые послабления, взяв в качестве примера США. Когда в Америке в середине прошлого века разразился топливный кризис, федеральные власти, дабы помочь гражданам экономить в “пробках” бензин, разрешили совершать правый поворот на запрещающий сигнал светофора. Результаты, как говорится, превзошли все ожидания — кроме экономии топлива в крупных городах уменьшилось число уличных заторов и значительно улучшилась экологическая обстановка. По окончании топливного кризиса власти решили не отменять поправку. Наши законотворцы, хоть и с большим опозданием, пошли по проторенному пути.

Поправки пропрезидентской партии были давно ожидаемы как Госавтоинспекцией, так и законопослушными автомобилистами. На самом деле уже в печенках сидят и те, кто объезжает “пробки” по пешеходным дорожкам, и те, кто паркует свои автомобили на трамвайных путях. Про любителей летать по “встречке” и говорить не приходится...

Пока неизвестно, будут ли одобрены поправки (по крайней мере две из которых довольно сомнительны) в том виде, в котором они сейчас изложены на бумаге, но хочется верить, что на сей раз победят не популизм и горячие головы, а здравый смысл.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Владимир МЕДИНСКИЙ, депутат Государственной думы, член фракции “Единая Россия”:

— Цель данных поправок — привести дорожное законодательство в соответствие со здравым смыслом. Ну согласитесь, что неправильно, когда штраф за нарушение правил парковки меньше, чем плата за нахождение авто на платной стоянке. Да, это нарушение вроде бы не угрожает жизни других участников движения, но брошенные в неустановленных местах автомобили негативно влияют на пропускную способность улиц. Или вот другой пример — езда по тротуару. Штраф за это опасное деяние смехотворный — 50 рублей, а ведь нередко происходят наезды на пешеходов именно на тротуарах. Я считаю, что этому пора положить конец.

Хотелось бы отметить, что внесенные на рассмотрение поправки — это только начало. Останавливаться на достигнутом мы не намерены и рано или поздно административными мерами мы наведем порядок на дорогах.


Виктор ПОХМЕЛКИН, депутат Государственной думы, член Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, председатель Движения автомобилистов России:

— В российской Конституции есть принцип презумпции невиновности — то есть вина подозреваемого в противоправном поступке должна быть доказана полно и всесторонне, а любое сомнение должно трактоваться в пользу обвиняемого. Г-н Мединский предлагает, по сути, заменить принцип презумпции невиновности на противоположный, когда сам гражданин должен доказывать, что он не превышал скорость, не убивал, не воровал... По фотографиям автомобилей станут выписываться многотысячные штрафы, а страдать зачастую будут не нарушители, а невинные люди.


Виктор ИЛЮХИН, депутат Государственной думы, заместитель председателя Комитета по безопасности:

— Предложение поднять штрафы в десятки раз — это абсолютная социальная несправедливость. 90 процентов российских водителей — учителя, врачи, разнорабочие, живущие на 2000—3000 рублей в месяц. Они ездят не на иномарках, а на полусгнивших “Москвичах” и “Жигулях”. Что же, им теперь за руль вообще не садиться? Ведь нарушаем мы часто не по злому умыслу, а случайно.

Намерение же отдать размеры штрафов за парковку на откуп органам местной власти резко конфронтирует с линией президента за унификацию законодательства. Это что получится? Выехали из Московской области — нас накажут по Тульскому кодексу, повернули в другую сторону — по Рязанскому. Мы все граждане одной страны и должны нести наказание за свои проступки по единому законодательству.