Под флагом борьбы с терроризмом власть предержащие готовятся принять ряд весьма сомнительных законов. В том числе внести в ГК РФ поправку, ликвидирующую такой документ как рукописная доверенность. А между тем для многих россиян (во всяком случае, моторизованных) “рукописка” давно стала одним из неоспоримых завоеваний демократии в России.
Напомним, что до 1 сентября 1995 года нотариальное заверение доверенности на право управления и совершения других действий с автомобилем было обязательным, но благодаря совместным усилиям правозащитников, силовиков и Минюста России управлять машиной, проходить на ней техосмотр стало возможным по обычной рукописной доверенности. Именно в тот день разом исчезли толпы в нотариальные конторы. Все ликовали.
Но прошло каких-то девять лет, и сильные мира сего стали помаленьку выдергивать едва окрепшие ростки демократии, причем под весьма благовидными предлогами. Борьба с терроризмом и криминалитетом, безусловно, наиважнейшая задача государства. Но ведь нельзя действовать по принципу “одно лечим, другое калечим”. В Америке после памятных событий 11 сентября власть тоже активно борется с террористической угрозой, но своих граждан в правах никоим образом не ущемила (более тщательный досмотр в аэропортах — не в счет). Если же говорить о предмете нашего разговора, то там такое понятие, как доверенность на право управления, вообще отсутствует. Даже ковбои понимают, что корень зла не в этом. Но то ковбои. А вот, к примеру, глава думского Комитета по безопасности Владимир Васильев обеими руками выступает за отмену “рукописок” и рекомендует депутатам принять данный запрет в рамках “антитеррористического пакета”.
Силовики же подобным предложением пытаются оправдать свою откровенно плохую работу и мздоимство. К примеру, дорожная милиция сетует, что очень сложно проследить цепочку владельцев машины, начиненной взрывчаткой. Также, по мнению силовиков, рукописные доверенности играют на руку угонщикам. Например, совершается разбойное нападение на водителя, преступники выкидывают его из автомобиля, отбирают документы и тут же сами пишут рукописную доверенность. Что ж, такие факты действительно имеют место, но не в столь вселенском масштабе, как рисует ГАИ. Не стоит также забывать о полисе ОСАГО, в который вписываются имена и фамилии лиц, которым собственник доверяет. Инспектору вовсе не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы сопоставить ФИО в полисе и в рукописной доверенности. Есть, конечно, полисы без ограничения количества лиц, допущенных к управлению, но это скорее исключение. Так, может, дело не в бобине?
Как мы знаем, преступники научились настолько хорошо подделывать различные автодокументы, что даже видавшие виды милицейские эксперты не могут со стопроцентной уверенностью определить, где оригинал, а где фальшивка. Неужели силовики и впрямь наивно полагают, что, запретив хождение доверенностей “от руки”, они в одночасье избавятся от автоворов и террористов? Подделывают ПТС, подделают и “генералки”. Что же касается катастрофического роста угонов, то и его нужно объяснять не широким распространением “рукописок”, а так же, как и увеличение числа аварий, — взрывным ростом автопарка страны. Можете не сомневаться: даже если все мы в одночасье действительно вернемся к нотариально заверенным доверенностям, число автокраж продолжит увеличиваться (как и дорожно-транспортных происшествий).
Короче говоря, новация препон для криминальных элементов не создаст, а вот рядовым автомобилистам жизнь осложнит как следует. В нотариальных конторах снова появятся очереди. Правда, кошельки граждан пострадают несильно. Как рассказали “МКмобилю” в пресс-службе Нотариальной федеральной палаты, на оформлении автомобильных доверенностей нотариусы не разживались даже в лучшие годы.
— Согласно закону о госпошлине, — говорит сотрудник пресс-службы, — цена на оформление “генералки” договорная, однако она не может превышать 200 рублей. Беда в другом. Сегодня в Москве работают 700 нотариусов. Представьте, что будет, если все автомобилисты, колесящие по доверенностям в простой письменной форме (а их в столице, по самым скромным подсчетам, около 1,5 миллионов), разом придут оформлять “генералки”!..
Путь, который избрали думцы, мудрым не назовешь. Ведь можно на законодательном уровне вернуть слову “доверенность” его исконное значение. То есть стимулировать граждан давать автомобиль только тому, кто действительно заслуживает веры. Первый шаг уже предпринят — платить налог на транспортное средство должен не поверенный, а собственник “коня”. У многих моторизованных граждан это уже начисто отбило охоту реализовывать машины без снятия с учета в ГАИ. В эту же обойму парламентарии могут зарядить и материальную ответственность за ДТП, учиненное поверенным. Если собственник машины будет знать, что в случае ДТП, совершенном поверенным, он будет отвечать личным имуществом, то не один раз подумает, а нужно ли продавать авто по доверенности, да и вообще — стоит ли его доверять неблагонадежным лицам.
Но, быть может, дело вовсе не в террористах и угонщиках, а в смене политической формации? Сегодня нас лишают рукописных доверенностей, а послезавтра мы перестанем под страхом ГУЛАГа рассказывать анекдоты про Вовочку...
Леонид ОЛЬШАНСКИЙ, адвокат:
— Попытка властей запретить доверенности простой рукописной формы противоречит статье 19 Конституции РФ, согласно которой все равны независимо от социального, материального и иного положения. Получается, что на дачу, квартиру, гараж или иной объект собственности можно будет дать рукописную доверенность, а на автомобиль — только нотариально заверенную. Получается, что водителя ставят в заведомо худшие условия, чем собственника квартиры или гаража.
Следующий момент. Если террористы могут подделать техпаспорт, то наверняка им не составит труда сделать пачку фальшивых “генералок” с печатью нотариуса. Более того, если за взятки наши правоохранительные органы делают паспорта шахидкам, пропускают автомобили с оружием и взрывчаткой в столицу, то, надо полагать, отсутствие нотариально заверенной доверенности также будет иметь свою цену. Уверяю, что инициатива о запрете доверенностей “от руки” приведет только к увеличению поборов с обычных водителей, но никак не к искоренению терроризма.