1891

Поставь авто на прикол

Автомобилистам, похоже, остается лишь одно — потуже затягивать пояса и отказываться от ежедневных поездок по городу. А выходной выезд на дачу за сотню километров от Москвы сегодня обходится владельцу отечественной машины в среднем рублей в триста, если учесть дорогу в оба конца.
Поделиться

Автомобилистам, похоже, остается лишь одно — потуже затягивать пояса и отказываться от ежедневных поездок по городу. А выходной выезд на дачу за сотню километров от Москвы сегодня обходится владельцу отечественной машины в среднем рублей в триста, если учесть дорогу в оба конца.

Пик роста стоимости топлива, если заметили, пришелся как раз на конец дачного сезона, когда нужно картошечку да капусточку со своих соточек вывозить. И дураку ясно — будущим летом такие выезды на природу окажутся еще дороже. От дополнительной прибыли за счет изменения ценников на заправках продавцы вряд ли откажутся: сегодня повышают цену литра на 10—20 копеек в неделю.

В итоге многие собственники авто задаются вопросом: неужели у нашего государства нет никаких механизмов, способных обуздать ценовой беспредел на заправках? Неужто и впрямь за литр “девяносто второго” мы будем выкладывать не меньше европейских автомобилистов с их-то зарплатами?

Кто должен сегодня блюсти монополистов-бензинщиков, дабы они не зарывались, где око государево в стае ценовых беспредельщиков, способна ли власть поставить на место сквалыг от нефтяных скважин?

Понятно — всем этим должна заниматься антимонопольная служба. И, как рассказал “МКмобилю” Анатолий Голомолзин, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС), основные причины роста цен на топливо — это повышенный спрос на нефтепродукты на мировых рынках. В отдельные дни стоимость барреля нефти составляет более $50. Поэтому экспорт нефтепродуктов для наших компаний становится очень и очень привлекательным. За счет повального вывоза нефти оголяется внутренний рынок и цены на нем начинают расти.

Но существуют ли сегодня реальные способы защиты внутреннего рынка?

— Да, существуют, — говорит Голомолзин. — Но они используются недостаточно. В частности, для регулирования торговли. Такой механизм сегодня законодательно закреплен для экспортных пошлин на нефть. В зависимости от цены нефти на внешнем рынке увеличивается и экспортная пошлина. Однако подобный “механизм воздействия” на нефтепродукты пока не отточен. Если ранее существовала привязка пошлины на нефтепродукты к пошлине на нефть (она составляла 90% от последней), то с этого года такая привязка была снята. И пошлина на нефтепродукты составляет всего 65%. Это, понятно, является дополнительным стимулом для экспорта нефтепродуктов, что также негативно сказывается на нашем рынке...

Как считают в ФАСе, необходимо, чтобы независимые участники рынка могли получать нефтепродукты без ограничений и по рыночным ценам. Независимо от того, в каком регионе и под влиянием какого местного монополиста они находятся. Для этого нужно создавать биржевые площадки. Но каким образом эти площадки формировать, если сами нефтяные компании не проявляют инициативы?

Государство должно начинать с себя и приобретать нефтепродукты для госнужд, для регионов и муниципальных образований на основе биржевых торгов.

Если запущен таким образом биржевой рынок нефтепродуктов, считают в ФАСе, формируются реальные рыночные цены, устанавливаются прозрачные отношения между посредниками и продавцом. Создав подобный механизм, государство может избежать заметных сезонных колебаний в ценообразовании нефтепродуктов.

А вот и свежее доказательство в пользу создания нефтебирж. С 1 октября нам обещали понижение розничных цен на бензин, которого тем не менее не произошло. А ведь могло бы...

— Речь идет, — рассказывает Голомолзин, — о так называемом сезонном факторе. Период повышенного спроса на светлые нефтепродукты — бензин и дизтопливо — прошел. Однако вполне может случиться проблема с темным нефтепродуктом — мазутом. Зимой на него повышенный спрос. Поэтому мы говорим, что пошлина на нефтепродукты должна быть дифференцированной и зависимой от сезонного фактора. И на разные виды нефтепродуктов устанавливаться в разное время. Например, на тот же мазут максимальная пошлина должна быть в холодное время. А на светлые — в весенне-летне-осенний период, в периоды повышенного спроса. А вот зимой такие ограничения не нужны.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Анатолий ГОЛОМОЛЗИН, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС):

— Мы считаем, что необходимо усилить существующее антимонопольное законодательство. Санкции должны быть адекватны тем негативным последствиям, к которым приводят ценовые сговоры между монополистами, а также использование лидирующего положения на рынке некоторыми компаниями, в том числе и нефтяными. Например, сегодня максимальные штрафные санкции за нарушение антимонопольного закона составляют всего 5000 МРОТ (500 000 рублей). Даже для обычных предприятий-немонополистов такой штраф практически незаметен. Сейчас ФАС предлагает (и есть согласованная позиция всех заинтересованных ведомств) установить штрафные санкции в процентной доле от годового оборота компании — от 2 до 4% от годового оборота. Это серьезные деньги даже для монополистов.

Как известно, сегодня региональными отделениями ФАС расследуется несколько дел по нарушению антимонопольного законодательства в сфере нефтепродуктов. Например, в Красноярске и Омске уже возбуждены несколько дел. Одно из них, правда, прекращено. Два других — по сговору в рознице и нарушению антимонопольного законодательства — продолжаются.

Мы также постоянно отслеживаем московский регион, однако пока никакого ценового сговора между компаниями не выявили.

Однако в Москве другая проблема — нарушителями антимонопольного законодательства являются... сами московские власти. Речь идет о том, что они создали преференции для Московской топливной компании (МТК), в состав собственников которой входит московское правительство. В частности, чиновники решили все имущественные права на земельные участки под строительство новых АЗС отдать именно этой компании. Другие фирмы, работающие в столице, не имеют подобных преференций и, следовательно, не имеют возможностей развиваться подобно МТК.