В начале октября немецкий VW выпустил на наш рынок свою самую бюджетную модель — Pointer, которую немцы позиционируют как «первый Volkswagen, предназначенный для молодых водителей». Покупаешь, учишься (читай — «убиваешь») и потом пересаживаешься на «нормальный» автомобиль. Однако для большинства российских автомобилистов машина для подобных целей почти за $10 000 — непозволительная роскошь.
Гораздо проще обзавестись старой и более дешевой иномаркой, например, Golf II, в свое время вышедшей из-под крыла того же VW.
Несмотря на почтенный возраст, Golf II сегодня один из самых распространенных подержанных автомобилей российского рынка — в прессе и в Интернете постоянно присутствует порядка сотни объявлений о продаже. Тем не менее подобрать такую машину на столичных авторынках довольно трудно — в самые «базарные» дни там выставлено по два-три экземпляра. Для того чтобы определить, насколько реально сегодня приобрести древний Golf II, но при этом не выбросить деньги на ветер, ваш корреспондент посетил пятерых автомобилистов, решивших избавиться от своих «старичков». В исследуемую группу попали самые возрастные машины, выпущенные в 1984—1986 годах.
Первые два «немца» оказались практически одинаковыми — 5-дверные Golf II серого цвета 1985 года выпуска, оснащенные карбюраторными 1,6-литровыми силовыми агрегатами, продавцы оценивали в 2100 и 2400 у.е. В первом случае машина успела пробежать 200 тыс. км, а во втором 230 тыс. км, но на последнем установлено газовое оборудование.
К сожалению, оба хозяина под разными предлогами в пробной поездке отказали, так что пришлось ограничиться визуальным осмотром. В целом особых претензий к состоянию кузовов не возникло, даже несмотря на то, что кое-где пробивалась ржавчина, — ожидать от автомобиля, сошедшего с конвейера более 19 лет назад, чего-либо большего бесполезно.
Первый Golf завелся как часы, но выпустил при этом небольшое облако черного дыма. Опасения по поводу состояния его двигателя подтвердились, когда он достиг рабочей температуры — из выхлопной трубы шел сизый дым с легким запахом паленого моторного масла. У второго же обнаружились серьезные проблемы с карбюратором — авто запустилось только со второго раза и напрочь отказалось держать обороты. При этом работа двигателя сопровождалась сильным стуком, который слегка поутих только после прогрева.
Следующее авто — черный 3-дверный Golf II, оснащенный тем же 1,6-литровым движком с карбюратором, собрали на год позже. При этом его заявленный пробег был несколько больше, чем у двух предыдущих экземпляров, — 280 тыс. км, но цена заметно ниже — 1800 «баксов». Кроме того, его состояние оказалось куда более адекватным стоимости. Несмотря на то что кроме рыжей сыпи на кузове нашлись еще и следы легких «ранений», полученных в уличных «баталиях», и двигатель, и ходовая оказались в относительном порядке. Если бы не изношенное сцепление, претензий к ним не было бы вовсе.
Чего не скажешь о четвертом участнике — 20-летнее авто белого цвета за $1500 оказалось, пожалуй, самым «убитым» из всех. Вмятины на передних крыльях и трещина на бампере свидетельствовали о его боевом прошлом. Подтверждением тому стала тестовая поездка (на пассажирском сиденье): во-первых, бензиновый силовой агрегат на ходу тарахтел как «дизель», а каждое переключение передач сопровождалось громким хрустом, во-вторых, в этот автомобиль в скором времени пришлось бы вложить еще и стоимость ремонта передней подвески — звуки, которые она издавала в движении, описанию не поддаются.
Второе поколение легендарной модели в нашей стране уже давно стало по-настоящему народным автомобилем. Поскольку самым свежим экземплярам, встречающимся в продаже, не меньше 11 лет, цены на них сегодня более чем демократичные. Стоимость подобных автомобилей на сегодняшний день порядка $1700—2500 (нижняя ценовая планка рынка). Так что подобное авто вполне доступно любому — и начинающему, и опытному водителю даже при отсутствии какой-либо серьезной суммы на его приобретение.
Но надо сразу отметить, что потенциальным покупателям таких автомобилей следует сразу подготовиться к тому, что машина не будет идеальной — возраст все-таки. Так что «цветущие» кузова, барахлящие карбюраторы и постукивающая подвеска здесь в порядке вещей. Каждый из исследованных образцов попадал в эту группу, но при этом откровенно «заезженных» (кроме последней) машин не обнаружилось.
Кстати, на цену машины в большинстве случаев влияет не состояние самого автомобиля, а степень наглости его продавца (или перекупщика). Так, последний из пяти осмотренных Golf II 1984 года выпуска (с 1,6-литровым карбюраторным двигателем) хозяин оценил аж в $2900. В объявлении, естественно, было указано, что авто находится в отличном состоянии (при пробеге чуть более 150 тыс. км!). Перед глазами вашего корреспондента предстал вполне приличный автомобиль. Из «наворотов» можно было отметить лишь сигнализацию с центральным замком и CD-магнитолу — все стеклоподъемники и зеркала управлялись вручную. Это можно было бы посчитать вполне подходящим, если бы не одно «но»: почти 3000 «баксов» за 20-летнюю, да еще и карбюраторную машину — это очень дорого. После непродолжительного торга цену удалось-таки скинуть, но всего лишь на $200.
Тем не менее от настойчивости проку мало, как показывает практика, торг должен быть аргументированным. В данном случае без нормальной диагностики придраться было практически не к чему. Постукивания и скрипы в движении, конечно, были, но ни в двигателе, ни в ходовой каких-либо явных признаков серьезных «заболеваний» не обнаружилось, даже кузов выглядел довольно прилично. Хотя по поводу внешнего вида можно оговориться — «немца» перекрашивали, причем недавно. По словам продавца, чтобы обновить цвет. Однако вряд ли «железо» 20-летней машины находится в хорошем состоянии.