1201

Запчасти на нуле

В 2005 году у производителей автокомплектующих начнется «веселая» жизнь
Правительство, судя по всему, твердо решило преподнести новогодний подарок российскому автопрому. В ближайшее время ожидается чуть ли не полная отмена ввозных пошлин на комплектующие для автосборочных производств. Но автопром «сюрпризу», вынашиваемому властью, вряд ли обрадуется.
Поделиться

Правительство, судя по всему, твердо решило преподнести новогодний подарок российскому автопрому. В ближайшее время ожидается чуть ли не полная отмена ввозных пошлин на комплектующие для автосборочных производств. Но автопром «сюрпризу», вынашиваемому властью, вряд ли обрадуется.


По замыслу чиновников, таможенные пошлины на автокомпоненты для конвейера и запчасти для продажи в магазинах будут отличаться. Ставки для деталей, идущих на конвейер, понизятся. По мнению чиновников, их, в свою очередь, тоже можно разделить на два типа. К первому отнести не имеющие отечественных аналогов и те, которые нецелесообразно производить в России. Другой тип — «дублеры» российских. Для первых пошлина станет нулевой, для вторых — около 5% стоимости.

Обсуждение продолжается уже почти год. Участники «кабинетных баталий» — Минэкономразвития, Минфин, Минпромэнерго, таможенное и антимонопольное ведомства. Среди активных лоббистов — отечественные автозаводы и производители автокомплектующих. МЭРТ и Минфин предлагают радикальную «терапию» — полную отмену ввозных пошлин на все комплектующие. Сейчас они составляют 12—15%. Эти ведомства считают, что только так в России можно создать благоприятные условия для организации сборочных автопредприятий полного цикла. Считается, что после выхода этих заводов на запланированные объемы выпуска иностранные производители запчастей сами потянутся в Россию. У Минпромэнерго другой подход — частичное и дифференцированное снижение таможенных барьеров. Таким образом, Минпромэнерго хочет стимулировать в России производство агрегатов: генераторов, коробок передач и т.п.

Среди заинтересованных сторон нельзя не назвать автозаводы и отечественных производителей автокомплектующих.

Летом этого года Союз автопроизводителей России, возглавляемый Вадимом Швецовым (холдинг «СеверстальАвто»), направил в правительство письмо. В нем предлагалось снижать пошлины на автокомплектующие. Напомним, что «СеверстальАвто» владеет «ИжАвто». Известно, что «Ода» не считается на заводе перспективной моделью. Зато у ижевцев есть большие планы по производству Kia Spectra (до 140 тысяч в год). Сейчас на заводе, утрированно говоря, к «корейцам» только привинчивают колеса. Судя по всему, «ИжАвто» не намерен ограничиваться такой «сборкой».

Им снятся кошмары...

Не все участники Союза автопроизводителей поддержали письмо Швецова. Среди недовольных и лидер нашего автопрома «АвтоВАЗ». В стоимости авто цена запчастей достигает 80%. Учитывая это, отечественного автогиганта легко понять. Существуют серьезные опасения, что ему придется туго, когда российские иномарки благодаря снижению пошлин вторгнутся в традиционную для него ценовую нишу.

Партнер «АвтоВАЗа» «General Motors» заявлял о намерениях организовать в Тольятти завод по производству двигателей. Планируется, что этими силовыми агрегатами будут комплектоваться и вазовские модели. Не исключено, что «искоренение» пошлин на ввоз автокомпонентов сделает строительство малорентабельным.

Теоретически кроме отечественных автозаводов от снижения пошлин мог бы пострадать «Ford» с его Focus, собираемым во Всеволожске. Компания пользуется льготами по схеме «свободный таможенный склад», приняв на себя жесткие обязательства по 50-процентной локализации сборки к 2007 году. Льготы достались «Ford» непросто, а с отменой пошлин поблажками сможет воспользоваться любой желающий организовать сборку. Скорее всего «Ford» не ожидал такого поворота событий. Но вряд ли он серьезно пострадает. Закон оговаривает «гарантию от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора законодательства РФ». В случае получения другими «иностранцами» более выгодных льгот «Ford» сможет претендовать на такие же. Компания сможет пользоваться нулевыми пошлинами, избавившись от мучительных обязательств по локализации.

От отмены пошлин может косвенно пострадать калининградский «Автотор». Отмена пошлин «всего лишь» добавит предприятию конкурентов.

Сейчас прорабатывается перечень требований к компаниям, которые смогут воспользоваться снижением пошлин на автокомпоненты. Предполагается, что в список войдут обязательное наличие детального бизнес-плана с указанием сумм инвестиций и готовность претендента ежегодно отчитываться перед проверяющими органами об использовании «льготных» комплектующих. Еще не выработан алгоритм, по которому детали для промышленной сборки будут проходить таможню. Рассматриваются два основных варианта. Первый подразумевает, что компания, закупающая детали, будет обязана предъявлять прямо на таможне копию инвестиционного соглашения по организации сборки. По альтернативному варианту МЭРТ будет составлять общий перечень компаний, имеющих право на ввоз автокомпонентов по льготным ставкам.

В данный момент в межведомственной комиссии обсуждается, по какому пути пойдет снижение пошлин — по «радикальному» или «частичному».

Больше всего отмены пошлин опасаются российские производители автомобильных запчастей. Проблемы им сулит даже самый «мягкий» сценарий. В этом случае их основное рыночное преимущество — более низкая по сравнению с иностранными цена на «конвейерные» комплектующие — за короткое время может исчезнуть. А уж про свободный рынок и говорить не приходится. Многие из производителей всерьез опасаются за свое будущее. Если «обнулятся» пошлины на все сборочные автокомпоненты, то ситуация для отечественного производителя может стать совсем грустной. Кроме того, поставщики запчастей опасаются, что под видом поставок на конвейер на розничный рынок России прорвется поток дешевых деталей. В этом случае конкурировать с иностранцами придется не только по цене, но и по качеству. По пессимистичным оценкам, в таких условиях удержаться на плаву сумеют считанные производства из всей отрасли.

...а нам розовые сны

Но в любом случае от отмены или снижения пошлин выиграет отечественный потребитель. На российском рынке появится больше иномарок по относительно доступной цене. Расплачиваться за потребительскую благодать придется российской автомобильной отрасли. В худшем случае Россия лишится большей части промышленности автокомплектующих. Даже при самом мягком развитии ситуации автопрому в ближайшем будущем придется очень постараться, чтобы выжить на рынке. «Тепличный» период государственного протекционизма в этой сфере стремительно заканчивается. И слава богу...