1427

А город подумал – ученья идут

Московские милиционеры начали стрелять друг в друга. Что дальше?
Как известно, контрольно-профилактические отделы и отделы собственной безопасности МВД особой любовью у коллег не пользуются. До недавнего времени внутриведомственная «охота на ведьм» достоянием общественности становилась очень редко, но потом начались показательные дела «оборотней в погонах», широко и с охотой муссировавшиеся в прессе и подогреваемые скупыми комментариями милицейского начальства.
Поделиться

Как известно, контрольно-профилактические отделы и отделы собственной безопасности МВД особой любовью у коллег не пользуются. До недавнего времени внутриведомственная «охота на ведьм» достоянием общественности становилась очень редко, но потом начались показательные дела «оборотней в погонах», широко и с охотой муссировавшиеся в прессе и подогреваемые скупыми комментариями милицейского начальства. Понятное дело, что сердечной дружбе между, например, гаишниками и Управлением собственной безопасности это не способствовало, но инцидент, произошедший 2 декабря на Кутузовском проспекте, показал, что дело может дойти даже до вооруженного противостояния.

ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ

Второй день зимы потряс небывалым происшествием — гаишник стрелял в инспектора отдела собственной безопасности, когда последний попытался уличить его в вымогательстве. Официальных комментариев этого инцидента не последовало ни с одной, ни с другой стороны, но позже в прессу просочились некоторые данные, начала вырисовываться весьма стройная версия событий, поданная сотрудниками отдела собственной безопасности. С их слов получалось, что инспектор 1-го отдела ДПС на спецтрассе за несколько дней до «вооруженного» противостояния попал в небольшое ДТП, правда, не по своей вине. На патрульной «десятке», которой и управлял гаишник, оказались разбиты один из задних фонарей и бампер, но придорожный милиционер потребовал от виновного 1500 долларов, видимо, присовокупив и моральные издержки. Его оппонент — скромный слесарь одного из столичных автосервисов — просто не имел возможности откупиться и пошел жаловаться в отдел собственной безопасности. Там его приняли с радостью, и план поимки мздоимца был разработан в считанные минуты. В условленный срок состоялась передача денег, но когда следователи попытались задержать взяточника, его напарник открыл огонь на поражение, к счастью, лишь легко ранив одного из оэсбэшников. После чего один из гаишников продолжал держать всех на мушке, а второй преспокойненько покинул место происшествия, дабы избавиться от меченых денег. Когда второй подельник вернулся, прибыла и подмога в лице начальника 1-й трассы, рядовых инспекторов этого отдела и даже руководства ГУВД и ГИБДД столицы. Словесная перепалка чуть не привела к бытовой драке, но моментально полученная оэсбэшниками санкция прокурора на арест двух проштрафившихся гаишников заставила «покровителей» сдать свои позиции. Чуть позже стало известно, что обоим задержанным предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 318 УК РФ (применение насилия, опасного для жизни и здоровья, в отношении представителя власти), ведется следствие.

ВЕРСИЯ ВТОРАЯ

Нельзя не признать, что большинство высказанных предположений нашло свое подтверждение, но если принять во внимание и версию второй стороны — ГИБДД, история начинает выглядеть совсем уж некрасиво. Придорожные инспектора уверяют, что дело не только в попытке поймать мздоимца, но и в упорном противостоянии двух ведомств одной структуры — УСБ и ГИБДД, которое чуть не превратилось в кровавую драму.

По словам работников полосатого жезла, эта скверная история началась 30 ноября, когда в личный (!) автомобиль сотрудника 1-го отдела ГИБДД на спецтрассе врезался слесарь одного из многочисленных столичных автосервисов. Молодой человек то ли не справился с управлением, то ли забыл о необходимости соблюдения скоростного режима и дистанции, но результатом стала в хлам разбитая «корма» старенькой иномарки сотрудника ДПС. Ущерб обещал вылиться в приличную сумму, поскольку под замену попали не только бампер и задние фонари (как в версии с патрульной «десяткой»), но и крышка багажника, два крыла и даже задние двери, деформировавшиеся от удара. Служивый уже собирался оформить аварию надлежащим образом, но автослесарь предложил разойтись полюбовно. Как оказалось, у молодого человека не было полиса ОСАГО, да и автомобилем он владел чуть ли не на птичьих правах, и общение с милицией в его планы никак не входило. Как ни странно, но умудренный опытом инспектор согласился, и оба водителя прикинули, в какую сумму может вылиться ремонт разбитой «кормы». Получилось немало — 1500 долларов, но с собой у виновного было всего 200 «баксов», которые тот и передал в качестве задатка. Чтобы хоть как-то обезопасить себя от банального «кидалова», служивый взял в залог у оппонента паспорт (да — незаконно, но это обычная практика для большинства российских автовладельцев), после чего они спокойно обменялись телефонами и договорились встретиться через пару дней, которых, по словам автослесаря, ему хватит на сбор денег.

На этом предыстория кончилась и началось самое интересное. Что касается самого «вооруженного столкновения», то, по гаишной версии, события развивались совсем иначе. Передача денег так и не успела состояться — уж очень торопились оперативники отдела собственной безопасности добраться до взяточников. Гаишник и автослесарь лишь успели разместиться в салоне патрульного авто, когда, словно черт из табакерки, появились инспектора отдела собственной безопасности. Забыв о должностной инструкции, требующей немедленно представиться, «охотники на ведьм» подлетели к водительской двери и попытались вытащить «вымогателя» из авто. Его напарник же, присутствовавший при передаче денег, вполне логично предположил, что это обыкновенные бандиты, нанятые автослесарем, и, вытащив табельный ПМ, ранил в ногу одного из нападавших.

После применения оружия оэсбэшники, наконец, догадались предъявить служебные удостоверения, но потасовки избежать не удалось. Кстати, со слов инспекторов ГАИ, получается, что оэсбэшников на прицеле никто не держал, а уж тем более не пытались гаишники скрыться. Единственное, в чем сходятся обе версии, так это быстрая реакция на происшествие больших чинов. И начальник 1-й трассы, и руководители ГИБДД столицы и ГУВД прибыли на место в кратчайшие сроки, тотчас взяв ситуацию под свой контроль. Словесная перепалка и впрямь имела место, поскольку генералы не желали отдавать инспекторам собственной безопасности проштрафившихся гаишников. «Устная» битва продолжалась без малого 4 часа, но, увидев санкцию прокурора, даже большим начальникам пришлось уступить. После чего, кстати (по всей видимости, отечественные силовики не изменяют своим привычкам даже в отношении своих же коллег), к задержанным в нарушение всех правил в течение суток не допускали ни родственников, ни их начальство, ни даже адвокатов. А чуть позже прокуратура Западного округа возбудила уголовное дело по уже упоминавшейся 318-й статье, аккуратненько «забыв» на время о главной цели всей операции — поимке вымогателя.

ОТ РЕДАКЦИИ

История еще не закончена. Очевидно, что обе версии продуманы грамотными юристами и чаша весов переместится на ту сторону, которая сможет собрать больше доказательств своей правоты. Кроме того, как нам стало известно, сотрудники отдела собственной безопасности Западного округа уже давно «имеют зуб» на служивых 1-й спецтрассы — несколько раз они пытались поймать работников полосатого жезла за взятки, но дела разваливались из-за нехватки информации, и посадить еще никого не удалось. В чем истинная причина конфликта двух ведомств, мы выяснить не смогли, но если вражда реально существует, гаишная версия произошедшего становится более правдоподобной. Нельзя отрицать и логичность изложения произошедшего оэсбэшниками — давно известно, что в ГАИ «рука руку моет», так что всеобщее «покровительство» мздоимцев имеет место. Но в принципе неважно, на чьей стороне правда. Проштрафившихся гаишников все равно (таковы сегодняшние реалии) ждет тюремное заключение, единственная разница в сроках и названии предъявленной статьи. Кроме того, все еще может измениться самым коренным образом, поскольку обе представленные версии — негласная пропаганда своей правоты той или иной стороной. Закон, как известно, в отношении силовиков действует совершенно по иным принципам, нежели в случае с простыми гражданами, но после этого «показательного выступления» вера в справедливость Фемиды угасает.

Но поражает позиция милицейского начальства. Ни один высокий чин официально так и не прокомментировал ситуацию, не объяснил гражданам (на чьи деньги, между прочим, и содержатся спецслужбы), что же все-таки произошло на самом деле и как в принципе могла возникнуть ситуация, когда сотрудники правоохранительных органов палят друг в друга в центре города, а затем устраивают самые настоящие бандитские «стрелки». В очередной раз убеждаешься, что наши защитнички живут по понятиям, мало чем отличающимся от принятых в криминальной среде. Крайними, как всегда, остаются простые налогоплательщики, ежечасно рискующие быть убитыми шальной пулей бандитско-милицейских толковищ...


НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Леонид ОЛЬШАНСКИЙ, адвокат:

— В таких случаях самое главное — собрать доказательства. Ситуация в принципе банальна — чиновник вымогает взятку, и тут не играет роли, из какого ведомства мздоимец. Доказательствами вымогательства служат заявление потерпевшего, меченые купюры, аудио- и видеозаписи и т.д. Что касается применения оружия, то «отмазки» инспекторов, что сотрудники ОСБ не представились и они приняли их за бандитов, банальны — любой, у кого нечиста совесть, подумает так же. Правда, я слышал, что у служивых собственной безопасности не было оружия вовсе. На мой взгляд, эта работа более чем важна, а следовательно, сотрудников ОСБ надо обеспечивать не только табельными пистолетами, но и мощными машинами для организации погони, и видеокамерами, и диктофонами.

Часто работники различных служб пытаются свалить вину друг на друга, утверждая, что это чистой воды подстава и провокация, но ответить им можно (как любят говорить сами гаишники): не нарушайте, и закон вас не тронет. Получается, что нам нужны особые отделы, как раньше — ЧК. Причем они нужны везде, в каждом ведомстве, в каждой властной структуре. Если бы операцию организовывала ФСБ, все повернулось бы совсем иначе.

Нельзя отрицать, что доказать факт взятки довольно сложно. Но даже если сотрудникам ОСБ не удастся инкриминировать это преступление задержанным, их ждет наказание по ст.318 ч.2

УК РФ (применение насилия, опасного для жизни и здоровья, в отношении представителя власти).