1635

В зоне особого распоряжения

Лужков запретил эвакуаторы и штрафстоянки. Благодаря гаишникам
Столичные эвакуаторщики остались без работы, лишились огромного куска «левого» хлеба и иные нечистые на руку стражи дорожного правопорядка. С 10 декабря согласно распоряжению №359 РМ «О временном приостановлении использования на коммерческой основе эвакуаторов...», подписанного мэром, запрещено «экспроприировать» авто за неправильную парковку.
Поделиться

Столичные эвакуаторщики остались без работы, лишились огромного куска «левого» хлеба и иные нечистые на руку стражи дорожного правопорядка.

С 10 декабря согласно распоряжению №359 РМ «О временном приостановлении использования на коммерческой основе эвакуаторов...», подписанного мэром, запрещено «экспроприировать» авто за неправильную парковку.

Эвакуаторщики в трауре и уже подсчитывают убытки — «до особого распоряжения» столичной мэрии их деятельность вне закона. А связано это с тем, что, по мнению столичного градоначальника, ныне существующая система по перемещению и удержанию автомобилей за стоянку не по Правилам порочна:

— Сотрудники Госавтоинспекции заботятся лишь о том, как запустить руку в карман автовладельцам, но вовсе не о пользе для города, — сетует Юрий Лужков. — Меня очень тревожит непорядочность тех, кто этим (читай — эвакуацией) занимается...

Трудно сказать, что именно побудило столичного мэра сменить милость к эвакуаторщикам на гнев, ведь, как мы прекрасно помним, Юрий Михайлович всегда грудью защищал и отстаивал интересы владельцев этого бизнеса. В 1997 году Верховный суд России признал неконституционной активную перевозку неправильно припаркованных автомобилей на штрафстоянки и своим решением прекратил эту порочную практику. Тогда же градоначальник пообещал более детально разобраться в вопросе и уже на конституционной основе вернуть в Москву эвакуаторы.

Собственными силами чиновники Первопрестольной не обошлись — не получилось у них «ввернуть» эвакуаторы в рамки Конституции. На помощь пришли федеральные власти, 19 декабря 2003 года принявшие постановление «О правилах задержания и временного прекращения эксплуатации транспортных средств». Уже на следующий день столичная мэрия утвердила тарифы на принудительную эвакуацию и хранение машин на спецстоянках. Заведовать эвакуацией и «автотюрьмами» без какого бы то ни было конкурса стали два муниципальных предприятия — ГУП «Гаражно-техническое обслуживание Москвы» (ГУП ГТО) и ГУП «Московская служба технического контроля на транспорте» (ГУП «Мострансконтроль»). За считанные недели во всех округах столицы появились штрафстоянки, а число самих «орудий задержания» растет удивительными темпами (так бы дороги ремонтировали-реконструировали).

Немного статистики. По официальным данным столичного Департамента транспорта и связи, с февраля по сентябрь этого года с улиц Москвы эвакуировано свыше 34 000 транспортных средств. В пересчете на рубли (цена эвакуации — 1809 «деревянных») получается, что за полгода владельцы этого бизнеса «подняли» 61,5 (!) миллиарда рублей. Подчеркиваем, что это только за сам факт эвакуации. Какой доход принесли штрафстоянки — подсчитать затрудняемся, однако, думается, не меньший.

И вот те на! От столь лакомого куска денежного пирога вдруг отказались власти города. Впрочем, свой отказ чиновники оформили в очень красивую форму:

— Нам стало известно, что ГИБДД злоупотребляет эвакуацией и превышает свои должностные полномочия, — рассказывает представитель пресс-службы Департамента транспорта и связи Москвы.

Сам мэр выразился еще красноречивее:

— Практика применения эвакуаторов в столице по своей цели правильная, но по исполнению — хамская. Перемещение и задержание автомобилей за неправильную парковку приостановлено до моего особого распоряжения. Будет выстроена новая система работы, которая не допустит произвола со стороны властных структур.

Чего боится власть?

В связи с мэрским табу на использование эвакуаторов пошли слухи, будто на штрафстоянку загремел один из приближенных Лужкова, на собственном опыте испытавший все тяготы и лишения, связанные с вызволением «коня» из плена. По другой версии, два коммерческих ГУПа, промышляющих эвакуацией, не смогли цивилизованно поделить сферы влияния, в связи с чем пали жертвами собственной грызни. Есть и третья версия, наиболее, может быть, достоверная. Дело в том, что Конфедерация обществ по защите прав потребителя (КонфОП) обратилась в Верховный суд с иском, в котором просит признать эвакуаторную деятельность незаконной. Юристы в этой структуре работают сильные, вопрос знают хорошо, и шансы на победу у них велики. Вот мэр и подстраховывается. Впрочем, на официальном уровне нам не удалось найти подтверждения ни одной версии.

Очевидно, что автовладельцев интересует главный вопрос: каким образом гаишники наживались на эвакуации? Да очень просто — трудились на этом поприще стахановскими темпами. Вместо того чтобы обеспечивать безопасность на дорогах, отдельные служивые в буквальном смысле устраивали охоту за машинами нарушителей. Корреспонденты «МКмобиля» не раз наблюдали, как двое стражей дорожного порядка тихонько отсиживались в патрульном авто в ожидании, когда в зоне действия знака «Остановка запрещена» скопится достаточное количество потенциальных жертв. То есть они не подходили к владельцам машин с просьбой припарковаться по правилам, а ждали того момента, когда нарушитель уйдет и уже ничем не сможет помочь своему «железному другу». С такой «охоты» гаишники имели фиксированный процент, ведь владельцы эвакуаторного бизнеса более чем заинтересованы в большом клиентообороте и готовы щедро благодарить поставщиков.

Как именно Юрий Лужков собирается навести порядок в этой сфере, совершенно непонятно, но главное, чтобы не вышло по принципу: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».