Сегодня мы видим огромную экономическую пропасть между Москвой, несколькими городами-«миллионниками» и провинцией. А ведь человек не должен чувствовать разницы хотя бы в сфере доступности товаров и услуг, будь то сельский или городской житель. С этого посыла и начался диалог корреспондента «МКмобиля» Ильи ФИШЕРА с Олегом НАУМОВЫМ, президентом Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД).
ДОСЬЕ
НАУМОВ Олег Георгиевич
Родился в Оренбурге в 1953 году. Закончил педагогический университет, по специальности историк. Кандидат социологических наук.
С 1996 года работает в компании «Рольф». Депутат Государственной думы 3-го созыва (заместитель председателя комитета по международным делам, представитель России в Парламентской ассамблее Совета Европы). Сегодня — генеральный директор ЗАО «Рольф Эстейт», президент Российской ассоциации автомобильных дилеров.
— Олег Георгиевич, несколько слов об ассоциации и ее задачах.
— Наша общественная организация существует уже более 10 лет. Это своеобразный отраслевой профсоюз, членами которого могут стать дилеры отечественных или иностранных (их, кстати, большинство) автопроизводителей, но только со статусом «официальный дилер». И основная задача РОАД — защита интересов компаний, занимающихся продажей и обслуживанием автомобилей. В частности, мы уже довольно много сделали для тех, кто занимается открытым и прозрачным автобизнесом. Отрадно, что таким предпринимателям государство все-таки идет навстречу и пытается создать нормальные условия для работы. Cотрудничаем с ГТК России, с Минэкономразвития, а также с Международной конфедерацией обществ потребителей.
— И как, по-вашему, сегодня можно сформулировать политику государства по отношению к автомобильным дилерам и производителям? Если она вообще существует.
— В принципе политика такая есть и даже сформулирована в виде программы, утвержденной правительством. Но жизнь постоянно вносит свои коррективы, и сегодня, как я понимаю, эта программа не очень соблюдается. В целом дилерское сообщество заинтересовано в том, чтобы законодательная база, которая нынче не без пробелов, была оформлена до конца.
Последовательная государственная политика в этом вопросе должна была зарождаться, когда автомобиль перестал быть роскошью, примерно в начале девяностых. Но мы этого не увидели. На протяжении последнего времени государство в большей степени создавало тепличные условия для отечественного автопрома, что привело к атрофии его способности конкурировать в условиях рыночной экономики. Понять власть можно, она решала социальные вопросы. Поэтому нынче в большей степени надо упрекать именно отечественных автопроизводителей, не сумевших за отпущенное время качественно перестроить работу своих предприятий. Государство давало им фору в виде высоких таможенных пошлин на ввоз иномарок, но конкурентоспособность российских машин, увы, не повышалась. Наши автопромовцы пошли иным путем: как только повышались пошлины на иномарки, они поднимали цены на свои автомобили, при этом совершенно не заботясь о качестве выпускаемой продукции. Фактически сегодня возможность занять свою нишу нашим автопромом упущена.
— А что это, на ваш взгляд, за ниша?
— Производство недорогого народного автомобиля. Современный отечественный автомобиль слишком дорог, чтобы носить звание народного. Нужно было делать его более дешевым, но качественным. Разговор идет не о закупке за границей оборудования или запчастей для повышения комфорта (стеклоподъемники, обогрев сидений, прочие электропакеты), а о том, чтобы акцентироваться на истинном качестве. «Прибамбасами» и «наворотами» для уюта и комфорта можно пожертвовать, россиянам нужна надежная тормозная система, «неубиваемая» ходовая, серьезный ресурс двигателя. Но сегодня такой тенденции нет. То, что производится, — тупиковый путь.
— Не верю, что в Минэкономразвития этого не понимают...
— И правильно делаете. Понимают, и очень хорошо. Мы готовимся к вступлению в ВТО, на какое-то время у нас останутся сегодняшние таможенные пошлины в районе 25%. Но дальше, исходя из договоренностей по вступлению в ВТО, мы должны будем их снижать. Что тогда станет с нашим автопромом? И нам представляется, что все больше производящихся в России автомобилей будут иномарками. Государство готово активно поддерживать таких производителей. Если более половины комплектующих нового автомобиля изготовлены внутри страны, то эта машина считается местного производства, вне зависимости от того, как она называется. Здесь платятся налоги, здесь рабочие места и все такое. Вот это на сегодня наш путь. Поэтому все российские автопроизводители, может быть, за единичными исключениями, найдут свое будущее только в кооперации с зарубежными партнерами.
— Прошу прощения, но какое дело дилерскому сообществу, которое вы представляете в кабинетах власти, до российского автопрома?
— Да, отношения к производству мы, по идее, не имеем. Но мы как никто заинтересованы в развитии автопрома. Нам же выходить с его продукцией на покупателя, а затем еще и обслуживать эти машины, чтобы не было при этом стыдно. Вот наша позиция и интерес.
— Какие направления дилерской деятельности сегодня наиболее рентабельны в России?
— На чем зарабатывает дилер в Европе или Америке? Его прибыль распределяется примерно следующим образом: 20% — от продажи автомобилей, 20% — от продажи запчастей, а все остальное — от сервиса. В России лет 10 назад собственно продажа машин приносила 80%, а то и больше. Сейчас наблюдается правильная тенденция — все приходит на круги своя, но нам еще далеко до уровня европейских стран. Поэтому сегодня важно не только продать, но сначала построить современный торгово-технический центр, оснастить его и потом качественно обслуживать клиента. А чтобы клиент пришел, мы заинтересованы предоставить весь комплекс услуг в одном месте.
— Кстати, а как обстоят дела с государственной регистрацией новых машин прямо в автосалонах?
— Действительно, регистрация, особенно в Москве, — больной вопрос. Хотя в некоторых городах такая практика существует. Сейчас мы как раз серьезно занимаемся этим вопросом. Проблема стоит не только в Москве, она гораздо шире, поэтому сегодня совместно с Минэкономразвития создана специальная рабочая группа для того, чтобы решить эту проблему в масштабах страны. Пусть на это уйдет не месяц, а год-два. Цель у нас одна — чтобы для клиента регистрация машины не вызывала проблем и затрат времени. А кто это будет делать, по сути, не так важно. Может быть, сам дилер станет получать лицензию на данный вид деятельности, а ГАИ — собирать информацию и контролировать. Другой вариант — иные уполномоченные организации, регистрирующие авто в салонах (по типу страховщиков и банковских филиалов). Мы вовсе не настаиваем на своем участии в процессе, но он должен происходить в том числе и на нашей территории, где будет удобно покупателю. Самое главное, чтобы не возникло монополии и чтобы не было как сейчас.
— Может быть, и техосмотр вы сами начнете проводить?
— А почему нет? Почему клиент, если у него с автомобилем все в порядке, не может в своем техцентре, где его машину знают как облупленную, получить заветный «лобовичок»? Этим вопросом мы тоже занимаемся сегодня совместно с Минэкономразвития. Более того, у министерских по этой теме есть специальное поручение правительства. Законопроекты готовятся, но сложности, как в вопросе с регистрацией, так и с ГТО, заключаются в следующем. Традиционно эта монополия была за милицией. И служивые по понятным причинам очень не хотят с ней расставаться. Сейчас борьба силовиков и рыночников серьезна как никогда, но, думается, что постепенно их немного отодвинут.
— Когда закончится нездоровый ажиотаж вокруг покупки новых иномарок, долго ли продлится потребительский бум? И наконец, как дилерское сообщество оценивает перспективы рынка в будущем?
— А рост продаж, если вы заметили, уже в течение этого года несколько замедлился. Сегодня он не такой буйный, как в середине или, скажем, в начале года. Могу сказать, что если в течение каждого из последних двух лет мы наблюдали примерно двукратный рост рынка новых иномарок, то теперь ожидаем, что эта восходящая кривая будет становиться все плавнее. По нашим оценкам, примерно к 2010 году, при условии отсутствия крупных социальных и экономических потрясений, рост будет составлять не более 10—15%.
Если разобраться, чем вызван упомянутый выше ажиотажный спрос, то мы видим три основных причины. Пусть не равномерный и с перекосами, но рост доходов у населения на фоне относительной, пусть с элементами некоторой инфляции, экономической стабильности. Кроме того, немаловажным фактором стало увеличение таможенных пошлин на подержанные иномарки, что повлекло их существенное удорожание. Значительная часть тех, кто ездил на таких машинах, пересаживаются на новые иномарки, так как возвращение к российским авто считают невозможным — психологический перелом. И последнее — развитие кредитования. Все более низкие проценты по кредитам. Эти факторы сошлись примерно в одно время, и дистрибьюторы оказались не в состоянии удовлетворить повышенный спрос на автомобили. И все это в условиях жесткого квотирования машин при необходимости просчитывать свои потребности на год-два вперед. Любые согласования и пересмотры прошлых соглашений с производителями тоже требуют немало времени. Поэтому к взрывному росту продаж мы оказались несколько не готовы.