Тепленькое местечко

Спроси любого российского автомобилиста: с чем у него ассоциируется зима? Ответ не заставит себя ждать — холодный двигатель, холодный салон, холодные сиденья... Отмораживать единственную и неповторимую «пятую точку» на заиндевевшем за ночь водительском месте — удел автовладельцев, чья машина не оснащена подогревом сидений.

Спроси любого российского автомобилиста: с чем у него ассоциируется зима? Ответ не заставит себя ждать — холодный двигатель, холодный салон, холодные сиденья... Отмораживать единственную и неповторимую «пятую точку» на заиндевевшем за ночь водительском месте — удел автовладельцев, чья машина не оснащена подогревом сидений.


Помимо более чем ощутимого дискомфорта, регулярные «процедуры» такого рода грозят всяческими бедами здоровью. Но бедолаги, чья машина не имеет опции подогрева сидений, могут восполнить этот недостаток с помощью либо встраиваемых, либо накладных систем подогрева сидений.

Автовладельцам, не желающим портить внешний вид салона накладными «электрогрелками» на сиденья, придется обращаться к услугам специализированного автосервиса. Хотя ничего сложного в технологии установки встроенных в кресла устройств нет, как и в каждом деле, тут есть свои нюансы. Как говорят мастера: «Пусть клиент сам попробует это сделать — второй раз точно не захочет связываться».

Мастера предпочитают демонтировать кресло и заниматься с ним уже на рабочем столе. Однако на некоторых моделях машин крепеж кресел настолько ржавеет, что снятие кресел без применения силовых приемов просто нереально. В этом случае установщик будет трудиться прямо в салоне авто и, скорее всего, попросит с клиента лишние деньги — «за вредность». Нагревательные элементы устанавливаются под обивкой — прямо на подушки пористой резины, которая, собственно, и обеспечивает мягкость сиденья. Прежде всего необходимо снять обивку. Она, как правило, крепится к металлическому или пластиковому каркасу дивана железными или медными петельками. Этот крепеж безжалостно уничтожают. После снятия обивки-«кожи» на автомобильном кресле остается пенорезиновая «мускулатура». На спинку и сиденье укладывается по нагревательному элементу. Каждый из них представляет собой матерчатый прямоугольник с нагревательными элементами — вшитыми «змейкой» проводами с определенными термоэлектрическими характеристиками. Затем приступают к «одеванию» кресел. «Тряпочки» нагревательных элементов прижимаются обивкой к пенорезине и тем самым надежно фиксируются. Место пущенных в расход при демонтаже металлических фиксаторов покрытия занимают самозатягивающиеся пластиковые «удавки». Далее сиденье возвращают на место и приступают к подключению электропитания от бортовой сети. Проводку маскируют под ковровым покрытием пола. Управление системой происходит, как правило, с помощью одного тумблера. У системы обычно есть два уровня нагрева. Первый — экстренный разогрев, применяемый, когда нужно быстро довести до комфортной температуры замерзшее, например, за ночь сиденье. В этом режиме нагреватель выдает максимальную мощность. Второй — обычный, предназначенный для поддержания комфортной температуры сиденья, — примерно 25 градусов. Сам тумблер устанавливается в любом месте салона — по желанию клиента. Малозаметный «кругляшок» может обосноваться и на передней консоли, и между сидений.

Проще всего оснащаются встроенным подогревом кресла с матерчатой обивкой. Такое покрытие относительно легко снимается и заново натягивается, что сильно влияет на время работы и, соответственно, на ее стоимость. Пару простых матерчатых сидений, не отягощенных массой встроенных электроприводов и подушек безопасности, мастер обработает примерно за четыре часа. С кожей сложнее. Это более жесткий материал. Подобные сиденья чаще устанавливают в авто дорогой комплектации.

Соответственно, в них оказывается много встроенных электромеханических систем. Снятие кожи может даже потребовать частичной разборки несущего каркаса. В подобном случае мастеру для монтажа подогрева иногда требуется целый рабочий день. На авто некоторых марок покрытие сидений просто приклеено к пенорезиновым подушкам. С такими экземплярами мастера предпочитают дела не иметь. Мало того, что «освежевать» подобную конструкцию — достаточно трудоемкая процедура, так еще и красиво наклеить обратно — тоже непросто. Кроме того, как бы ни старался мастер, нагревательные элементы все равно будут заметны со стороны.

Общая тенденция ценообразования такова, что чем дороже автомобиль и его комплектация, тем дороже, по объективным причинам, установка встроенного подогрева сидений. Так, защитить от холода себя и переднего пассажира в авто типа ВАЗ-2109 вместе с установкой обойдется примерно в 6000 рублей. За аналогичную операцию на «свежем» BMW или Mercedes попросят уже 8000—9000 рублей.

Частенько в сервис приезжают машины с вышедшими из строя штатными «грелками». Когда проблемы кроются в терморегуляторе, проводке или пульте управления, ремонт занимает не более часа и требует сумм, не превышающих 2000 рублей. Нагревательный элемент выходит из строя в случае обрыва токопроводящих нитей. За ремонт этого узла уже никто не берется — проще поставить новую систему целиком. Такого рода неприятности обычно подстерегают владельцев иномарок в возрасте более 10 лет.

Из соображений жесткой экономии можно, конечно, оборудовать встроенным подогревом только одно кресло. Однако сервисмены стараются выставлять расценки таким образом, что оборудование двух, а не одного кресла обходится дороже на чисто символическую сумму.

Более бюджетный вариант обогрева сидений — накидка на кресло. «Смонтировать» это устройство даже проще, чем надеть на него новые чехлы, — завязать несколько лямок по силам кому угодно. Питание — от провода, вставляемого в прикуриватель. Импортные устройства такого рода самые дорогие — до 1600 рублей за одну накидку. Отечественные заметно дешевле — около 1000.


None