Друзья-туристы,

Снегоход, конечно, не альтернатива автомобилю зимой, а средство, позволяющее сохранять свободу передвижения на заснеженных просторах. По достоинству оценить эту свободу довелось корреспонденту «МКмобиля», когда в минувшие выходные дни в его руки попали сразу два снегохода: «Рысь» Уфимского МПО и Yamaha Venture 600 Compact.

Снегоход, конечно, не альтернатива автомобилю зимой, а средство, позволяющее сохранять свободу передвижения на заснеженных просторах. По достоинству оценить эту свободу довелось корреспонденту «МКмобиля», когда в минувшие выходные дни в его руки попали сразу два снегохода: «Рысь» Уфимского МПО и Yamaha Venture 600 Compact.

В связи с чем совершенно непроизвольно состоялся сравнительный тест на первый взгляд совершенно разных агрегатов...


Снегоход «Рысь» 2000 года выпуска выглядит немного потрепанным. За четыре полных сезона эксплуатации он уже успел сменить заводской синий цвет обтекателя на «козырной» черный колер. Издалека новая «одежка» его, бесспорно, облагораживает, хотя при более близком знакомстве наблюдаются сколы краски, проступают «залысины», и агрегат уже выглядит старше своих лет. Органы управления прямолинейно просты для понимания.

Под ветровым стеклом в неказистом коробе приютился одинокий спидометр. Уровень бензина в баке проверяется по стрелке поплавкового уровня: стрелка в черном секторе — бензина достаточно, в белом — пора рулить ближе к дому. Красный сектор вынуждает хватать канистры с топливом и специальным маслом да искать чистую посудину для приготовления новой порции горючей смеси. Если этой процедурой пренебречь и залить «чистый» бензин или сэкономить на масле, нарушив пропорции, то мотор «Рыси» неизбежно «стуканет» через пару-тройку километров. В среднем капитальный ремонт двухцилиндрового силового агрегата обойдется в 12 000—15 000 рублей, а если браться за него собственными силами, то на одни запчасти уйдет от 4000 до 6000 рублей.

Справа от руля на передней панели расположились ручка подсоса, рукоятка реверса и «ухват» ручного стартера. Слева — ручка ручного насоса и разъем аварийной остановки снегохода. Непосредственно на руле под левую руку пилота «ложатся» рычаг тормоза и выключатель фары, под правую — второй (дублирующий) тормоз, рычаг газа и тумблер остановки двигателя. На ознакомление с органами управления ушла пара минут. Затем несколько активных дерганий при рывке шнура ручного стартера — и слышим стабильное урчание двухтактного двигателя. Прогревая мотор (по инструкции без этого никак не обойтись), устраиваемся поудобней на широком «диване». В принципе «пятая точка» довольно уютно себя чувствует на «Рыси», и для второго пассажира остается достаточно места.

«Кошка» ошибок не прощает

Трогаемся. У «Рыси» сцепление вариаторного типа: прибавляешь газа — машина поехала. Для начала делаем рывок по укатанному снегу на грунтовой дороге. На 70 км/ч руль приходится удерживать со значительным усилием, ближе к «сотне», вцепившись мертвой хваткой в рукоятки руля, гвоздем в голову входит одна только мысль — как бы ненароком не слететь в кювет. В повороте приходится работать телом и, вспоминая мотоциклетную технику вождения, своим весом помогать вписаться агрегату в крутой вираж. «Рысь» неплохо поддается грамотному управлению, но ошибок не прощает.

В лесу особо не погоняешь, так что медленно, зато верно, ища девственно непроходимые маршруты, пробираемся между деревьев. По части маневренности «Рысь», мягко говоря, неуклюжа, радиусы и места поворота, а тем более разворота стараемся прикидывать заранее. Один разок просчитались — и как-то сама собой соорудилась патовая ситуация. Справа и слева по огромному дереву. Впереди скат к небольшому озеру с наклоном в тридцать градусов. Задним ходом «Рысь» не потянула (сказались критический наклон и глубокий рыхлый снег). Путь один — вперед, рисковать и «рвать когти» через прудик. Слава богу, лед оказался крепким и, треснув, выдержал 250 килограммов веса «Рыси» и 90 кг пилота. Впрочем, радоваться было рано — на другом берегу гусеница снегохода за доли секунды добирается до глинистого грунта и «по уши» закапывается в нем. Пара судорожных попыток — с перегазовкой — вырваться из глиняного плена заканчиваются обрывом ремня вариатора. Приплыли. У «Рыси» под сиденьем имеется маленький «бардачок» для ключей и запчастей, но в нем, естественно, запасного ремня вариатора не оказалось. Хорошо, «японка» рядышком находилась.

Yamaha Venture 600 1996 года выпуска с двухтактным мотором с раздельной системой питания (бензин заливается в одну емкость, масло в другую — «бодяжить» ничего не надо). В стандартную комплектацию входят электростартер (кнопочку нажал — и дергаться не нужно), подогрев рулевых рукояток и поручней, за которые держится второй пассажир. Убранство панели приборов вообще отдельная песня. Спидометр, тахометр, «человеческий» датчик топлива, а еще есть датчик температуры охлаждающей жидкости, ведь мотор Venture 600 — жидкостного охлаждения. Соответственно, по сравнению с «Рысью», у которой двигатель исключительно воздушного охлаждения и подлежит эксплуатации только при минусовой температуре, на Venture таких ограничений нет. Но что особо порадовало — так это наличие у Yamaha фаркопа и буксировочного троса.



Забавы аборигенов

Увязшую в глине «Рысь» вытащили без особых трудностей. К чести владельцев снегоходов, к ЧП они отнеслись спокойно и, занявшись ремонтом «Рыси», доверили вашему корреспонденту Yamaha Venture 600. Правда, перед этим мужики рассказали об одной местной народной забаве. На то поле, где и проходили главные снегоходные покатушки, частенько из близлежащего леса выбегают зайцы. Суть развлекаловки: вовремя высмотреть в бинокль зверя на поле, суметь догнать его и лыжей от снегохода утопить в снегу. Жестоко? Может быть. Но большинство зайцев после «снежного бассейна» (так окрестили аборигены забаву) остаются в живых, зато в тривиальном снегоходном променаде появляется азарт.

Давить зайцев было все равно жалко, но погонять их по полю — погоняли. Ох и шустрые зверьки! Впрочем, Yamaha Venture от живой силы не отставала. Мощность двигателя Venture 600 под сто «лошадей», «сухой» вес агрегата — 256 килограммов, до 150 км/ч он разгоняется легко. На «Рыси» после трогания впрыск адреналина начинался на счет «десять» по укатанной дороге, а если на Yamaha Venture резко рвануть по снежной глади, волосы на затылке встают дыбом на счет «три».



Сколько стоит свобода

Пусть Venture 600 занесен в класс туристических снегоходов, предназначенных для отдыха в кругу семьи (как, собственно, и «Рысь»), в «японца» явно заложен сильный спортивный потенциал. Агрессивному стилю вождения этим агрегатом в немалой степени способствует наличие передней рычажной подвески независимого типа со стальными гидрогазовыми амортизаторами. Общий ход передней подвески — 230 мм. Задняя подвеска ProAction Plus с механизмом быстрой настройки имеет ход в 260 мм. Жаль, но «Рысь», хотя и «рождена» гораздо позже, такими продвинутыми характеристиками похвастаться не может. «Передок» у нашей «кошечки» зиждется на рычажной подвеске пружинно-гидравлического типа, задняя подвеска — рельсовая, опять же пружинно-гидравлическая. Регулировке поддается только сила натяжения гусениц, что в принципе предусмотрено для всех снегоходов.

Сравнивать внешний дизайн этих аппаратов и вовсе неудобно. Обтекатель «Рыси», выполненный из стекловолокна, «слеплен» по лекалам японских снегоходов середины восьмидесятых годов. Старина Venture имеет настолько прогрессивный дизайн, что и сейчас, со своим высоким ветровым стеклом и боковыми зеркалами заднего вида, выглядит современным снежным спорткаром.

Впрочем, по большому счету это все лирика, главным остаются цена снегохода и то, что он способен дать владельцу за вложенные в него деньги. И в этом контексте «Рысь» выглядит более предпочтительным приобретением. Стоимость подержанной Yamaha Venture 600 1996 года выпуска в России варьируется от 5000 до 7000 долларов (за рубежом, кстати, аналогичная машина оценивается в 2000—4000 «зеленых»). Бэушную «Рысь» 2000 года выпуска сейчас можно купить за 500—1000 долларов (понятно, все зависит от состояния агрегата, «убитый», со «стуканутым» мотором, и за $250 возьмете). Как мы уже отметили, Yamaha Venture и «Рысь» — снегоходы туристического класса, и оба свое предназначение отрабатывают на все сто процентов. Да, «японец» будет порезвей, но зато он дорогой в обслуживании и ремонте (одна передняя лыжа, элемент наиболее часто ломающийся, стоит $100 и выше). «Рысь» со своими 38 «лошадками» по прыти явно уступает заграничному собрату, но кому предельных 100 км/ч по определению будет хватать — тому больше и не надо. Зато за малые деньги можно получить ту же самую свободу передвижения на заснеженных просторах. Так что Yamaha Venture и «Рысь» вбрасывают своим владельцам адреналина в равной степени. В конечном итоге все зависит от способности конкретного лица находить на свою голову приключения...



None