1167

Умышленная неосторожность

Девятый вал аварийности на дорогах подняли... российские законы
Упрекать инспекторов дорожно-патрульной службы в махровом мздоимстве, профессиональной несостоятельности и прочих смертных грехах уже давно стало доброй традицией для всей автомобильной братии. А между тем в прошлом году в России, как говорится, при исполнении погибли более 40 служивых и получили ранения и травмы различной степени тяжести почти 700 придорожных милиционеров. Виноватыми во всех кровавых инцидентах оказывались водители.
Поделиться

Упрекать инспекторов дорожно-патрульной службы в махровом мздоимстве, профессиональной несостоятельности и прочих смертных грехах уже давно стало доброй традицией для всей автомобильной братии. А между тем в прошлом году в России, как говорится, при исполнении погибли более 40 служивых и получили ранения и травмы различной степени тяжести почти 700 придорожных милиционеров. Виноватыми во всех кровавых инцидентах оказывались водители.


Новый год и новая трагедия. 17 января около 11 часов утра экипаж спецбатальона ДПС Московской области в ходе патрулирования обнаружил автомобиль со следами аварии на 29-м километре автодороги Москва-Рига. Ни в машине, ни возле нее людей не было. Инспектора стали оформлять ДТП. Патрульный автомобиль с включенными проблесковыми маяками был оставлен посередине разделительного газона, ширина которого — почти 10 метров. Когда старший лейтенант милиции Виталий Прокудин фотографировал место ДТП, в него на полном ходу врезалась Lada-2109 под управлением 57-летнего жителя столицы. Полученные травмы оказались несовместимы с жизнью — инспектор умер по дороге в больницу. У старлея Прокудина остались жена и одиннадцатилетний сын.

Одна из главных причин наезда на инспектора — наплевательское отношение владельца к техническому состоянию своего «коня»: на «девятке» стояла летняя резина с разным рисунком протектора на левой и правой оси. В своих объяснениях водитель написал, что видел патрульный автомобиль, но отвлекся на что-то, и машину вдруг закрутило.

ДТП из-за технических неисправностей — не редкость на наших дорогах. Свое нежелание надлежащим образом следить за техсостоянием автомобиля шоферская братия зачастую оправдывает тяжелым материальным положением. Но позвольте, а кто сказал, что автомобиль — дешевое удовольствие? Впрочем, это все лирика. Проблема кроется не столько в нашем менталитете или вечной нехватке денег, сколько в законодательстве. Именно нормативно-правовая база воспитывает в каждом водителе в лучшем случае дорожного хулигана, в худшем — убийцу.

Проведем простую параллель. Предусмотрена уголовная ответственность за избиение одним гражданином другого, причем тяжесть травм решающего значения не имеет. На милицейском языке подобная потасовка называется хулиганством, за что предусмотрено наказание в виде лишения свободы. За кражу мобильного телефона также предусмотрено в УК соответствующее наказание. А что при ДТП? За причинение здоровью вреда средней тяжести (то есть когда человек может остаться инвалидом на всю жизнь) предусмотрена лишь административная ответственность. Если человек умер от травм, то здесь вступает в дело Уголовный кодекс, карающий виновника за неосторожное причинение смерти. Но как выезд на «встречку», разворот через две «сплошные» или покатушки в снег на «лысой» резине могут быть неосторожностью? Все эти нарушения — умышленные, и, совершая их, человек должен осознавать, что за долю секунды из простого гражданина он может превратиться в заключенного. Именно на таком принципе построено законодательство большинства развитых европейских стран, и так должно быть у нас. В противном случае и впредь на российских дорогах будут ежегодно гибнуть свыше 30 тысяч человек.


НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Сергей СЕРГЕЕВ, начальник УГИБДД ГУВД Московской области:

— За последние 20 лет на дорогах Подмосковья погибло 85 наших сотрудников. Кого-то сбил пьяный водитель, кто-то был убит в перестрелке при задержании опасных преступников, кто-то, как в данном случае, погиб от рук недобросовестного водителя, позволяющего себе ездить на технически неисправном автомобиле. Семьям погибших мы оказываем материальную помощь и моральную поддержку. Из-за халатности отдельных водителей погибают не только наши сотрудники, но и простые граждане, дети. К сожалению, сегодняшняя либеральность законов порождает во многих водителях чувство полной безнаказанности — это и приводит к столь трагичным последствиям. Но мы будем наращивать наши усилия в том правовом поле, которое существует в сейчас, использовать все средства, чтобы повысить безопасность своих сотрудников при исполнении служебного долга.