То, что еще летом прошлого года казалось чем-то из области фантастики или аферы, неожиданно обрело более чем реальные очертания. Компания «Midland», ведомая бывшим петербуржцем Александром Шнайдером, приобрела команду «Jordan», и уже в конце февраля на Красной площади должна быть представлена… российская команда «Формулы-1».
Владелец команды «Формулы-1» имени себя Эдди Джордан, устав от бремени растущих цен и финансовых неудач, давно мечтал сбагрить свое детище, c надеждой бросая взоры в том числе и на Россию. Году эдак в 2003-м зарубежные СМИ (всерьез) и российские источники (как анекдот) «продавали» «Jordan» Роману Абрамовичу. И вот в последнюю неделю января многострадальный «Jordan Grand Prix» наконец-то обрел своего покупателя. Правда, помощь пришла с другого конца света — новым владельцем стал вовсе не начальник Чукотки, а «Midland». Правда, канадская компания, делающая львиную долю своего бизнеса на просторах бывшего СССР, решила продемонстрировать российское лицо.
Честно говоря, когда летом прошлого года страницы европейских СМИ запестрели сообщениями о намерении Шнайдера создать новую команду «Формулы-1», в сказанное верилось с трудом. Все-таки в последнее время новые бренды в мире «Больших призов» появлялись в основном на базе старых команд. И вот, как стало известно, «Midland» все-таки пошел проторенным путем.
Удачная покупка
Можно, конечно, говорить о том, что «Jordan» — это не бог весть какое приобретение, но команда далеко не новичок в «Формуле-1», а после покупки «Red Bull» команды «Jaguar» — и единственная конюшня, реально выставленная на торги. «Jordan» появился в мире «Больших призов» в 1991 году и прежде всего прославился тем, что открыл миру Михаэля Шумахера, которого тут же переманили в команду побогаче, «Benetton», где тот завоевал свои первые титулы чемпиона мира. Кстати, из «Jordan» вышел и бывший напарник Шумахера в «Ferrari», один из самых харизматичных гонщиков конца ХХ века, ирландец, дебошир и сердцеед Эдди Ирвайн. К разряду одного из самых колоритных персонажей «Формулы-1» можно отнести и самого Эдди Джордана. Он давно известен своими ехидными шуточками в адрес других обитателей паддока, а одно время даже музицировал в группе «Pit Stop Boogie Boys Band» в компании Ирвайна и Деймона Хилла.
Первая победа пришла к команде Джордана в 1998 году с помощью Хилла. А высшим результатом стало третье место в Кубке конструкторов и две победы Хайнца-Харальда Френтцена в 1999 году. Последний проблеск в судьбе «Jordan» случился в 2003 году, когда Джанкарло Физикелла выиграл гонку в Бразилии, причем во многом благодаря удачному стечению обстоятельств. С тех пор ирландская конюшня неуклонно катилась вниз.
Прошлый сезон «Jordan» провалил и со спортивной (предпоследнее место), и с финансовой точек зрения. Продажа «Ford» своего спортивного отделения чуть было не стала последним гвоздем в гроб британской конюшни: команда пользовалась клиентскими моторами этой компании. Руку помощи (конечно, небезвозмездно) неожиданно протянула «Toyota», чьи моторы, кстати, обойдутся почти в два раза дешевле. Также Эдди Джордану оставалось надеяться на финансовые вливания со стороны своих призовых пилотов и поддержку табачников «Benson&Hedges», которая, правда, могла бы оказаться меньше, чем в минувшем году, из-за проблем с антитабачным законодательством. Плюс телевизионные деньги. Все это могло обеспечить команде более-менее сносный бюджет, позволяющий относительно комфортную жизнь, пусть и в хвосте пелетона. Однако, вероятно, подобная участь не прельстила владельца команды, мечтавшего выбирать пилотов не только из числа имеющих возможность заплатить, а также построить новые завод и аэродинамическую трубу на базе команды в Сильверстоуне. В общем, быть конкурентоспособным. Однако желаемая сделка с «Arden International F3000» не состоялась, а глава «Arden» Кристиан Хорнер реализовал свои «формулические» амбиции на посту спортивного директора «Red Bull Racing». Таинственные же китайские бизнесмены, о которых говорил Эдди, на поверку оказались не более чем фикцией. Но команды «Формулы-1» — товар штучный. И покупатель в итоге нашелся.
Стоит отметить, что помимо технического и интеллектуального багажа, например, базы в Сильверстоуне, этой покупкой «Midland» разом решил ряд финансовых и политических вопросов. Приобретя «Jordan», «Midland» сохранил все его привилегии, положенные по «Договору согласия». Иначе команде пришлось бы внести депозит в размере 45 миллионов долларов, плюс (вернее, минус) три года не принимать участие в дележе доходов от телевизионных трансляций, не иметь права голоса в так называемой технической рабочей группе и комиссии «Формулы-1». Так что если ноу-хау и технический полигон «Midland», вероятно, могла бы обеспечить и первоначально объявленная в качестве партнера «Dallara», то в «Договор согласия» она, увы, не входила. Теперь же «Jordan» сохранит свое прежнее название еще на один сезон, а с 2006 года начнет выступать как «Midland F1». Основная база команды, естественно, будет находиться в британском Сильверстоуне, в бывших владениях Джордана.
В настоящий момент у конюшни начинает действовать российский офис, с нашей стороны в руководство «Midland F1» должен войти Борис Ельцин-младший. В качестве управляющего директора называется имя Колина Коллза (специалиста из «Формулы-3»). Спортивным директором стал Тревор Карлин («Carlin Motorsport»). В руководство командой также должен войти известный конструктор Гэри Андерсон, в свое время проектировавший болиды «Jordan». Маркетинг-директором назначен Кристиан Гестдоффер — экс-чемпион мира по ралли в зачете штурманов.
Старт уж близится, а гонщиков все нет
«Midland» снова разогрел более-менее успокоившуюся ситуацию на рынке пилотов. Теперь, когда команда финансово прочно стоит на ногах, она может позволить себе не только пилотов, которые могут за себя заплатить. Например, уже получил от ворот поворот кандидат номер один Эдди Джордана Тимо Глок. Коллз и Карлин хотят видеть в команде нынешнего тест-драйвера BAR Энтони Дэвидсона. Однако BAR, уже доказавшая свою цепкость по отношению к кадрам, рассматривает Дэвидсона как потенциальную замену Дженсону Баттону, который может перебраться в «Williams» в 2006 году. Правда, место в «Midland» заманчиво для самого Дэвидсона, поскольку если Баттон останется в команде и в дальнейшем, а на кандидатуре Сато настаивает совладелец BAR «Honda», Энтони окажется без места призового пилота и в 2006 году. Также в качестве претендентов на место в «Midland» называется Марио Домингес («Champ Car»), но у него недостаточно «формулического» опыта. В общем, кандидатуры рассматриваются, имена пилотов объявят не позднее презентации команды в Москве в конце февраля.
Конечно, можно задаться риторическим вопросом, насколько новая команда будет действительно российской. А ведь именно так ее и станут представлять во всех официальных и неофициальных материалах. Как сообщили «МКмобилю» в российском представительстве «Midland F1», к сотрудничеству намереваются привлечь экономический и интеллектуально-технический потенциал российских компаний. В Москве создается второй офис команды (головной, естественно, находится на заводе в Великобритании). Увы, но, как уже говорилось выше, организовать полностью свою команду не по силам даже таким структурам, как «Red Bull». Тем более иметь собственную базу команды с заводом и аэродинамической трубой в стране, где гонщики-кольцевики соревнуются на трассах-времянках, в обозримом будущем не представляется возможным. Стоит вспомнить, что предыдущий реальный проект российской команды «Формулы-1» начала 90-х был совместным с французами, а команда должна была базироваться в Пуатье. Так что без помощи извне нам не обойтись. При всем желании состав «Midland» пока даже не может быть пополнен российским пилотом. Гонщиков с необходимым опытом и квалификацией у нас просто нет. А вот в качестве тест-драйвера фигурирует наш соотечественник Роман Русинов. На будущее команда формирует дочернюю команду «Формулы-3» и программу развития молодых пилотов также в Великобритании, но с активной селекцией российской гоночной молодежи. Что ж, остается надеяться, что независимо от того, найдет «Midland» спонсоров и партнеров в России в «формулической» области или нет, компания не потеряет к нам интерес и когда-нибудь над подиумом в честь «Midland F1» зазвучит российский гимн.
НАШИ ЭКСПЕРТЫ
Игорь ЕРМИЛИН, президент Федерации автоспорта и туризма России, вице-президент Российской автомобильной федерации, организатор НГС «LADA»:
— Многие россияне давно лелеяли мечту о нашем присутствии в «Формуле-1». Так что для болельщиков это очень приятная новость. «Формула-1» — не олимпийский вид спорта, национального зачета в ней нет. Национальная принадлежность команды — довольно субъективный момент и, как правило, определяется по тому, где и как юридически зарегистрирован офис, который заявляет команду. А российский офис и наш персонал у «Midland» есть. Также можно принять во внимание «корни» компании и то, где находится ее бизнес. Состав многих команд «Формулы-1» — это микст, территориальная принадлежность и национальность их членов могут быть разными. Например, база японской «Toyota» находится в Германии…
Россия официально вошла в число команд «Формулы-1», и это здорово. Думаю, это даст хороший импульс развитию автомобильного спорта в России. Неизбежно должно возрасти внимание общества к автоспорту, к людям, которые им занимаются. «Midland» заявила о том, что в будущем рассчитывает на появление российского пилота, это дает великолепную мотивацию молодым людям заниматься автоспортом.
Что касается выбора «Midland» в пользу «Jordan». На самом деле способов попадания в «Формулу-1» немного. Вариант «все делать самим» довольно непрост и недешев. Такой путь избрала «Toyota», и команда развивается довольно медленно и тяжело. Другой вариант — купить что-то готовое. Но найти готовое и одновременно быстрое и дорогое, как «Ferrari», невозможно. По сути, купить можно было или «Jordan», или «Minardi». И «Midland» выбрала лучшее из того, что оставалось. «Jordan» — команда с традициями, она знавала хорошие дни, и, возможно, ее плохие результаты в последнее время связаны не с отсутствием потенциала, а с банальной нехваткой финансирования.