«Фантик» вместо стикера

Как правило, сотрудники ГАИ во всем любят порядок. И иногда даже требуют, чтобы водители наклеивали на стекло так называемые стикеры — специальные знаки, подтверждающие, что владелец машины застрахован по ОСАГО.

Как правило, сотрудники ГАИ во всем любят порядок. И иногда даже требуют, чтобы водители наклеивали на стекло так называемые стикеры — специальные знаки, подтверждающие, что владелец машины застрахован по ОСАГО.


Формально требование «разместить» такой знак «в правом нижнем углу» содержится в приложении № 3 к Правилам обязательного страхования. И формально гаишники как бы и правы, предъявляя претензии… Но грамотные водители знают, что ответственности за «неразмещение» никакой не предусмотрено, потому и не особенно переживают, таская стикеры в карманах или в документах вместе с полисом.

А вот чего не знают ни гаишники, ни водители, так это того, что уже почти год вся страна пользуется не специальными знаками государственного образца, а… фантиками!

Дело в том, что в ранее утвержденных формах знаков был предусмотрен год использования — 2004 для знаков «Н», «О» и «Т» и еще 2003 — персонально для «Т». Знаков каких-либо новых форм на 2005 год правительство не утверждало! Те стикеры, которыми снабжают автовладельцев страховые компании сейчас, — частное творчество самих страховых компаний. Причем можно было бы сказать, что именно так задумано изначально: дескать, благоразумие правительства столь всеобъемлюще, что утверждены только примеры, а далее год меняется по необходимости. Но в такую логику совершенно не вписывается наличие двух образцов знака «Т» с различными годами использования: если бы приводились только примеры знаков, то в двух «тэшках» не было бы ни малейшей необходимости! Поскольку же знаки «Т» определены для каждого года самостоятельно, логично ожидать, что правительство должно было и на 2005 год утвердить формы для всех знаков. А отсутствие официально утвержденной формы делает требование гаишника прикрепить на стекло «нечто неутвержденное» попросту бессмысленным!

Кстати, о буквах. Объяснить смысл наличия различных букв на стикерах может, вероятно, только автор идеи. Ведь весь смысл стикера в одном: чтобы сотрудник ГИБДД мог видеть наличие полиса ОСАГО без остановки автомобиля. А любые нюансы, связанные со страховкой (вписан водитель в полис или нет, разрешено управление неограниченному кругу лиц или конкретным водителям, не истек ли период использования и т.д.), выясняются только после остановки автомобиля и изучения непосредственно полиса.

Но никакая разница в стикерах после остановки автомобиля уже ни малейшего значения не имеет! ОСАГО могло бы обойтись одним-единственным стикером, цвет которого меняется каждый год… Впрочем, водители, прикрепляющие стикеры на стекло, знают, что цвет «фантиков» очень быстро становится неопределенно-непонятным: используемая краска, похоже, не рассчитана на воздействие солнца (очевидно, предполагалось, что транспортные средства используются только по ночам)…

Две машины — один полис

Но аналог талончика о прохождении техосмотра — с указанием только месяца и года окончания страховки (без «буковок») — мог бы быть и правильным… если бы вообще правильным был принцип страхования. Страховаться должна ответственность конкретного водителя. Не «кентавр», состоящий из водителя и автомобиля (а точнее, «помесь» кентавра с фениксом, поскольку этот чудный зверь умирает при каждой продаже автомобиля и возрождается абсолютно обновленным при покупке следующего).

Не должно быть двух страховок для человека, имеющего две машины. Если радетели ОСАГО хотели здесь установить пресловутую «социальную справедливость», то эта справедливость регулируется налогами. И владелец двух машин платит транспортный налог за обе. А вот гражданская ответственность у него не может быть двойной. Поскольку не управляет же он двумя автомобилями сразу! И если думские депутаты предполагают обратное, то любопытно бы взглянуть на то, как они продемонстрируют подобный аттракцион… Что же касается водителей-недепутатов, не наделенных талантом вождения нескольких транспортных средств одновременно, то условия страхования для них должны быть человеческими: страховаться должна только ответственность водителя — без «привязки» к используемому автомобилю. Соответственно, страховая премия должна зависеть от категории транспортного средства, для управления которым страхуется ответственность, — с учетом стажа вождения (подразумевая не только повышающий коэффициент для недавно получивших права, но и скидку для водителей с большим стажем). Можно даже согласиться на дифференциацию премии по территориям. Но одно очевидно: нынешнюю систему ОСАГО необходимо менять.

И чем раньше, тем лучше!




None