Госавтоинспекция упорно настаивает на острой необходимости повышения штрафов, ужесточения ответственности за нарушения ПДД и на прочих репрессивно-карательных мерах. Досыта «накушавшись» гаишных страшилок о беспределе на дорогах, парламентарии приняли ряд ужесточающих поправок в «автомобильную» главу КоАП, но, как выясняется, труды их оказались напрасными...
Еще недавно водители стыдились говорить о допущенных нарушениях ПДД даже в узком кругу соседей по гаражу. Но времена изменились, и сейчас блеснуть своими «подвигами» по части полного наплевательства на букву дорожного закона считается вполне нормальным явлением. Отчаянные времена требуют отчаянных поступков. В прошлом году гаишный главк предложил депутатам отменить штрафы за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения и заменить их однозначным лишением «прав».
Это, казалось, должно было «отрезвить» моторизованную братию, но нет — пить она меньше не стала. Более того, отдельные водилы и вовсе обнаглели. Как стало известно «МКмобилю» из источников, близких к столичной Фемиде, в прошлом году рассматривалось административное дело некоего гражданина Валерия Немцова, имевшего «неосторожность» (!) сесть за руль автомобиля в изрядном подпитии. По окончании процесса он тряс над головой решением мирового судьи Александрова А.А., в котором говорилось, что водитель... не виновен. И на этом моменте остановимся чуточку подробнее.
Дело было 4 ноября 2004 года. Немцов ехал на своем автомобиле домой и был остановлен нарядом ДПС неподалеку от улицы Сущевский Вал. Инспектора заподозрили неладное: выписали направление на медосвидетельствование и отвезли водителя на «продувку». В заключении медиков говорилось, что Немцов В.В. находится в нетрезвом состоянии. На основании данного документа гаишники принялись оформлять протокол об административном правонарушении по статье 12.8 часть 1 КоАП РФ (управление транспортным средством «под градусом»). Со своим, мягко говоря, невменяемым состоянием попавшийся водитель был полностью согласен, но вместе с тем отрицал факт употребления алкоголя или лекарственных препаратов. Как ни странно, но жена Немцова, ехавшая с мужем в машине, свидетельствовала не в пользу своего благоверного и в объяснениях написала, что поведение супруга неадекватное.
Что касается самого виновника «торжества», то он изложил на бумаге весьма красивую легенду. Если верить ей, то вечером 4 ноября (время Валерий точно не помнит) он следовал на автомобиле по своему обычному маршруту. У Савеловского вокзала г-н Немцов купил в одном из ларьков чашечку кофе, выпил ее и отправился дальше. Чувствовал себя при этом абсолютно нормально. Вдруг — резкий провал в памяти. Весьма смутно помнит, как его остановили сотрудники ГАИ и как возили в медучреждение.
Материалы о пьянке за рулем были направлены мировому судье, который быстренько вынес постановление о прекращении производства по делу за отсутствием состава преступления. Причем судья сослался на статью 2.2 КоАП РФ, признав факт управления автомобилем подшофе «неосторожностью»!
Вдумайтесь в смысл судебного документа: «Оценив материалы дела в совокупности, суд считает их неполными в части установления субъективной стороны правонарушения, и поэтому суд не усматривает вины Немцова В.В. в совершении административного правонарушения по статье 12.8 часть 1 КоАП РФ. Суд считает, что имеющихся в деле материалов недостаточно для установления вины гражданина Немцова...»
Удивительно! В деле имеется акт медосвидетельствования, подтверждающий факт нетрезвости водителя, показания двух инспекторов, жены Немцова и самого подсудимого, но для судьи, оказывается, этого недостаточно. Наверняка найдутся люди, согласные с тем, что, дескать, в кофе что-то было подмешано. Увы, наши корреспонденты неоднократно бывали на рейдах по выявлению любителей «принять на грудь» перед поездкой, и баек на тему «я не я, и лошадь не моя» вдоволь наслушались. Проблема в другом. Принято говорить о коррупции в рядах нашей доблестной ГАИ, но совершенно упускается из виду мздоимство в судебной системе.
В качестве иллюстрации — немного цифр.
В прошлом году столичными придорожными милиционерами было направлено в суды 103 000 административных дел по «лишенцам», но только 24 000 водителей остались без «прав» (это чуть больше 23 процентов). Основная часть дел закрывалась из-за истечения срока давности. Оставшаяся — в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Как с нами шепотом поделился один московский адвокат, специализирующийся исключительно на возврате «прав», судьи такие же люди, как и гаишники. До отмены штрафов за пьянку возврат «прав» стоил 300 долларов. В связи с ужесточением законодательства нелегальная услуга служителей Фемиды подскочила в цене и теперь составляет 800—1000 американских «рублей». Впрочем, нарушителей алкогольного табу это ничуть не пугает, ведь провести два года на «своих двоих» — куда страшнее, а посему они легко расстаются с кровными.
В ТЕМУ
— Подсудимый, вам грозит 15 лет колонии строгого режима. Ваше последнее слово.
— Сто тысяч долларов.
— Это ваше последнее слово?
— Хорошо. Триста тысяч.
— Подсудимый, вы себя вообще признаете виновным?
— Нет!
— Ну, на нет и суда нет.