Межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике рекомендовала правительству отменить пошлины на некоторые импортные автокомпоненты.
Причем на отдельные виды деталей предлагается снизить ставки до 3%, а на некоторые отменить вовсе. При этом запчасти, ввозимые для продажи на вторичном рынке, по-прежнему облагаются пошлинами.
Видимо, наши чиновники пошли на поводу у некоторых зарубежных автоконцернов: их представители не раз заявляли о том, что они приступят к созданию сборочных предприятий в России только при полном снижении таможенной ставки на автокомпоненты. Предлагается снизить пошлины практически на все комплектующие, включая кузова и двигатели.
«Генералы» против
Реакция «генералов» автопрома была оперативной. Объединение автопроизводителей России (ОАР) в начале этого года направило письмо премьер-министру РФ Михаилу Фрадкову с просьбой провести более углубленный анализ данного вопроса. Документ подписали руководители ведущих российских автомобилестроительных компаний — ОАО «РусПромАвто», ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «КамАЗ», группа СОК и АМО ЗиЛ.
Однако есть и другие позиции в этом вопросе. Например, группа СОК, куда кроме «Иж-Авто» входит ряд предприятий по производству запчастей, не против обнуления пошлин, но при обязательном освоении современных комплектующих в России. Однако, несмотря на энергичную переписку между заинтересованными сторонами, от согласования по уровню таможенных пошлин на импортные автокомпоненты пока никто не отказался.
Как рассказал «Мкмобилю» представитель одного автохолдинга, сегодня согласование позиций идет примерно по 150 позициям, примерно по 70 договориться удалось. Однако более детальной информации пока нет — чиновники МЭРТа ее усиленно скрывают. Интересно, что в вопросе пошлин на автокомпоненты наша страна, как всегда, идет своим путем. Все зарубежные автопроизводители, имеющие свои автосборочные предприятия в России, заключают с правительством РФ инвестиционные соглашения, по которым устанавливаются нулевые ставки таможенных пошлин на все комплектующие. Этого направления придерживаются, например, «Ford Motors» и калининградский «Автотор».
Но, как подчеркнул один автомобильный эксперт, ни одна страна мира, стремящаяся развивать собственное автопроизводство, на обнуление пошлин не шла. Причины ясны: автопром — это локомотив любой эффективной экономики.
Страны, ставившие перед собой задачу развития собственной автопромышленности, всегда принимали два решения — это высокие таможенные пошлины на ввоз новых автомобилей и полный запрет на импорт подержанных машин. Например, в Китае таможенные пошлины до 80-х годов прошлого века составляли 200% и только в начале 90-х опустились до 80—100%. Сейчас, уже после вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), пошлины в Поднебесной снизились до 35%.
Что это дало китайским товарищам? В прошлом году местный автопром выпустил почти 5 млн. автомобилей и занял четвертое место в мире. (Это же место в конце 90-х когда-то занимал СССР.)
В 2005 году китайцы планируют занять уже третье место в мире по выпуску машин. Кстати, Китай уже начал экспортировать свои автомобили в Россию, и, как подчеркнул эксперт, наш автопром после вступления в ВТО почувствует серьезное давление со стороны китайских машин, главный козырь которых по отношению к иномаркам из других стран — сравнительно невысокая цена при неплохом качестве. Интересно, что после 2010 года китайцы обещают пошлины еще раз снизить — до 15—20%.
К этому времени их автопром крепко встанет на ноги, и сильная конкуренция со стороны зарубежных автопроизводителей Китай уже не пугает.
Цена вопроса
А как обстоят дела с пошлинами в других странах? В Индии пошлины на новые иномарки, в зависимости от класса, составляют от 49 до 108%. В Бразилии те же таможенные ставки на импортные автомобили высоки — 70%. Такую ставку там установили за год до вступления в ВТО. В Иране — 130%. Причем импорт старых автомобилей старше трех лет во всех этих государствах запрещен. А на машины до трех лет установлены пошлины в 180%. Фактически — запретительная мера.
На ввоз автокомпонентов в вышеуказанных странах также действуют ограничительные пошлины. Пример — тот же Китай, еще раз напомним, входящий в ВТО. Там уровень таможенных ставок на импорт запчастей составляет 15—19%. В России, которая только еще пытается стать членом Всемирной торговой организации, пошлины на автокомпоненты определены в 8—12%. В Индии — в 25—30%. Почему же тогда российские чиновники предлагают обнулить пошлины на запчасти? Дело в том, что в 2004 году общая стоимость продаж автомобилей в нашей стране составила более $8 млрд. Более половины этой гигантской суммы составили продажи новых иномарок. Так что есть за что бороться...
Или возьмем страны бывшего соцлагеря, стартовавшие в рыночную экономику одновременно с Россией. Однако они смогли провести через свои правительства налоговые льготы под создание автопредприятий с зарубежными партнерами. В итоге Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и Словения стали крупными производителями современных автомобилей и запчастей в Восточной Европе.
А Россия?
НАШИ ЭКСПЕРТЫ
Евгений ЛЕВИЧЕВ, президент Объединения автопроизводителей России (ОАР):
— Чем грозит нашим автопредприятиям так называемое обнуление пошлин на автокомпоненты? Если произойдет чисто механическое снижение пошлин до нуля без каких-либо обязательств со стороны иностранного производителя автокомпонентов, то это приведет на практике к обычному обходу таможенных тарифов и налогов. Понятно, что благодаря этому себестоимость автомобиля зарубежного производства, собранного в России, будет значительно снижена. Однако его цена в автосалоне от этого не понизится — его рыночная стоимость определяется спросом. Со стороны таких моделей, как, например, Renault Logan, это будет усиление конкуренции по отношению к нашим традиционным производителям автомобилям, таким как, например, «АвтоВАЗ».
Для производителей отечественных автокомпонентов обнуление пошлин тоже имеет отрицательные последствия: прямой ввоз комплектующих из-за рубежа может отрезать их от рынка. Главное, конечно, что полное снижение пошлин приведет к тому, что в России зарубежные производители не станут создавать производства современных двигателей, трансмиссий, коробок передач, тормозных систем — всего того, что составляет фундамент автомобильной промышленности. Зачем их делать у нас, если проще все компоненты беспошлинно ввезти из-за рубежа? Кроме того, массовый завоз недорогих комплектующих приведет с серьезной безработице в этой отрасли — это десятки тысяч рабочих мест.