1518

Коварная «времянка»

За незнание ведомственных инструкций водителей наказывают дважды
Расстаться с «правами» нашему брату-водителю довольно просто. Достаточно, скажем, пересечь сплошную линию разметки (причем гаишников не волнует, поворачивал человек, разворачивался или обгонял «пробку» по «встречке»). Или, например, сесть за руль подшофе (причем пешими прогулками в таком случае придется развлекаться в течение полутора-двух лет). Но при этом мало кто из водителей знает, что срок наказания может быть продлен уже без всякого судебного решения!
Поделиться

Расстаться с «правами» нашему брату-водителю довольно просто. Достаточно, скажем, пересечь сплошную линию разметки (причем гаишников не волнует, поворачивал человек, разворачивался или обгонял «пробку» по «встречке»). Или, например, сесть за руль подшофе (причем пешими прогулками в таком случае придется развлекаться в течение полутора-двух лет). Но при этом мало кто из водителей знает, что срок наказания может быть продлен уже без всякого судебного решения!


Но обо всем по порядку. Если сотрудник ДПС усмотрел в ваших действиях нарушение, за которое полагается изъятие водительских «прав», то кроме бланка протокола служивый обязан выписать временное разрешение на управление авто, а также назначить время разбора вашего проступка в ГАИ. Если в группе административной практики вам удастся доказать свою невиновность, то вы с чистой совестью отдаете «времянку» и возвращаете свои «права». А вот при направлении вашего дела в суд водителю лучше всего изучить не только КоАП, но и внутренние инструкции гаишников и служителей Фемиды.

Временное разрешение не имеет «срока годности», прекращая действовать с вступлением постановления суда в законную силу. Но согласно ст. 32.7 КоАП срок лишения «прав» исчисляется с момента сдачи временного разрешения, а куда его сдавать, водителю обычно никто не сообщает. Жертвой этих «законных» дыр стал один из московских автомобилистов. Девятого августа прошлого года его лишили «прав» на четыре месяца. Следовательно, 9 декабря водительское удостоверение должны были вернуть. Но, придя за ним, водитель получил отлуп — приходите 3 марта!

Мужчина попытался пожаловаться на действия инспекторов их начальнику, но, понятное дело, правды не добился. Ему объяснили, что каждый лишенный «прав» обязан сразу после суда прийти и отдать временное разрешение в руки родной милиции (о чем обычно не предупреждают ни судья, ни сотрудники ДПС), если, конечно, его не отобрали в суде. А раз страдалец «времянку» не сдавал, значит, и «срок не отбыл».

В российских судах есть негласное правило — после вынесения постановления временное разрешение изымается и подшивается к делу. С одной стороны, это значительно облегчает жизнь водителю, который не сильно мучается тем, кому и когда его возвращать. Но с другой, если «времянку» изымают прямо в зале суда, то к сроку лишения, например, к четырем месяцам, добавляется еще 10 дней, которые автомобилист просто-напросто «дарит» государству. (Дело в том, что согласно нашим законам любое решение суда может быть обжаловано в установленный законом срок, то есть в законную силу оно вступает лишь на 11-е сутки. В течение этого времени водитель может безнаказанно садиться за руль.)

Догадайтесь сами

Однако в таком случае на первый план опять же выходит вопрос — кому потом сдавать «времянку»? Вариантов несколько — ее можно отдать в выписавшее протокол подразделение Госавтоинспекции, под роспись в канцелярию суда или в «родной» отдел ГИБДД, куда в конечном итоге и придет дело нарушителя. Где ее примут — большой вопрос. Но даже если нарушителя начнут «футболить» из одного места в другое, сдавать документ нужно обязательно.

Как оказалось, сия процедура относится к обязанностям водителя. Однако имеются нюансы. Во-первых, процедура сдачи не регламентирована абсолютно — ни КоАП, ни каким-либо другим официальным документом. В результате получается, что и так вынужденный какое-то время ходить пешком человек «отбывает» два «срока». Хотя, если разобраться, не гражданин должен искать пункт сдачи «времянок».

Так, в «Методических рекомендациях по организации деятельности органов внутренних дел при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения», подписанных главой МВД, этой проблеме посвящено целых два пункта. Один из них гласит, что если водитель добровольно не сдал временное разрешение, гаишники просто обязаны (!) развить бурную деятельность и призвать виновного к ответственности. Для этого служивым вменяется в обязанность проинформировать всех постовых, сотрудников ППС, участкового и даже обратиться на работу «преступника». Естественно, этим никто не занимается, а следовательно, за нерадивость гаишников и неразбериху в судах расплачиваются водители.

Хочешь правды — судись

Было время, когда временное разрешение необходимо было продлевать каждый месяц, что, с одной стороны, ограничивало права и свободы автомобилистов, но с другой, избавляло их от многих проблем — хочешь не хочешь, а в ГАИ явись. Потом Верховный суд подобную практику отменил, но вот избавиться от путаницы в собственной бюрократической канители ни гаишники, ни судьи не удосужились. В результате ситуация совершенно обычная — каждый купивший автомобиль обязан платить и за свои, и за чужие ошибки.

Единственный выход для автовладельца — обратиться в суд и попытаться доказать, что он не отдал «времянку» по незнанию, а не по злому умыслу. Но учитывая тот факт, что в данном случае и служителям Фемиды, и, наконец, гаишникам придется признать, что они не выполнили свои служебные обязанности (сначала не поставив водителя в известность, а потом не приняв необходимых мер по изъятию «времянки» у нарушителя), надеяться на благополучный исход дела весьма наивно.