На прошлой неделе в столице прошла расширенная коллегия МВД, в ходе которой министр внутренних дел России Рашид Нургалиев помимо прочих статистических цифр сообщил собравшимся, что в России в 2004 году раскрывалась лишь каждая десятая кража автотранспорта. В принципе низкая раскрываемость преступлений — не новость для наших граждан. Хотя отрадно, что наконец-то и на высоком милицейском уровне сей факт признают и не пытаются его скрывать.
В рядах стражей порядка наметилась еще одна позитивная тенденция: милиционеры в последнее время стараются честно признавать свои ошибки и недоработки. Скажем, на той же коллегии недвусмысленно было заявлено, что сотрудники МВД зачастую участвуют в сокрытии преступлений. Правда, опять для простых граждан это не бог весть какое откровение. Наши автовладельцы хорошо помнят времена, когда их заявления о фактах похищения авто в местных околотках открыто отказывались принимать. Да и сейчас такое иногда происходит. В общем, пока наши милиционеры коллегиально думают и говорят о смене стиля работы, жизнь идет своим чередом. Намедни в Санкт-Петербурге по подозрению в причастности к воровству машин задержан инспектор ГИБДД.
В пятницу днем в Петербурге с Троицкой площади угнали VW Golf. Владелец после обнаружения пропажи не задерживаясь написал заявление, и номера похищенного авто оперативно были переправлены в федеральную базу розыска. Одномоментно ориентировка по VW Golf разошлась по всем постам ДПС северной столицы. Ближе к вечеру того же дня VW Golf обнаружили сотрудники дорожно-патрульной службы ГИБДД. Иномарка двигалась без госномеров по Павловскому шоссе в сторону Ленинградской области, и, кстати, требование инспекторов ДПС остановиться водитель VW Golf выполнил сразу. Все же обошлось без погони и стрельбы, однако от криминальной подоплеки дела никуда не делись. Проверяя документы у водителя, один из инспекторов заметил на машине явные следы угона: взломанный дверной замок, раскуроченные панель приборов и замок зажигания. От задержания водителя иномарки не спасла даже «корочка» сотрудника ДПС ГИБДД (бывают чудеса на свете). При более тщательном досмотре автомобиля обнаружились и косвенные улики совершенного угона: отмычка и снятые с Golf госномера.
В дальнейшем выяснилось, что человек, сидевший за рулем угнанной иномарки, действительно имеет звание капитана милиции и работает в ГИБДД. Через три дня после задержания городская прокуратура Петроградского района Санкт-Петербурга предъявила ему обвинение в совершении преступления — в пособничестве совершению кражи в крупном размере. Сейчас трудно сказать о судьбе капитана — последнее слово остается за служителями Фемиды. Вполне возможно, его признают невиновным и оправдают — в милицейской работе всякое случается. И в таком исходе дела не будет ничего удивительного. К слову, автоворы при перегоне краденого автомобиля давно прибегают к услугам нечистых на руку милиционеров. Этот метод далеко не новый, но весьма эффективный, безопасный и, самое главное, выгодный. Угонщикам не надо тратиться на съем гаража-отстойника, корпеть над изменением идентификационных номеров и производством фальшивых документов. «Арендовав» милиционера, преступники ворованное авто прямиком переправляют барыге-скупщику. Хотя ради справедливости отметим, что помимо «оборотней в погонах» в преступный сговор с угонщиками вступают и другие должностные лица, по долгу службы обязанные охранять личное имущество граждан, а не воровать его.
Давно известно, что различные парковки и стоянки (пусть даже и платные) вовсе не гарантируют стопроцентную защиту от угона. Авто либо уводят из-под носа сторожа, либо охранник и вовсе имеет долю малую с угнанного автомобиля (администрация в подобных случаях умывает руки, а водителю остается надеяться лишь на страховщиков). Иметь в подельниках охранника крайне выгодно — ведь сторож имеет возможность не только изучить особенности сигнализации того или иного авто, но и «разжиться» связкой ключей, оставленной владельцем для «прогрева».
Так, в Томской области 15 февраля на глаза гаишникам попался ВАЗ-2112. Ранним утром машина с потушенными фарами пыталась выехать из города. Гаишники проявили бдительность и решили «тормознуть» подозрительное авто. На взмах жезла водитель отреагировал неоднозначно. Утопив педаль газа в пол, мужчина попытался скрыться, но, увидев двигавшийся навстречу еще один патрульный экипаж, предпочел прижаться к обочине. Как оказалось, не встречаться со стражами порядка у него причины были.
33-летний сторож автостоянки разъезжал на авто, не имея при себе никаких документов, но между тем внятно объяснить их отсутствие не мог.
«Пробив» по базе данные «двенадцатой», служивые обнаружили, что перед ними вовсе не владелец, но авто в угоне не значится. Подозрительную личность решили доставить в отделение, и через несколько часов, проведенных в каталажке, мужчина все-таки сознался. Как оказалось, он работает сторожем на одной из платных парковок города. Накануне один из клиентов попросил его прогреть и почистить автомобиль к его приходу, конечно же, оставив ключи. В принципе автовладелец уже давно обращался к сторожу с подобными просьбами, но именно в этот день возможность легкой наживы сыграла с охранником злую шутку. Он решил потихоньку выехать на авто за пределы города и спрятать «двенадцатую» в одном из дачных поселков. Понятное дело, документов у него на руках не было и быть не могло, но вот открыть машину труда не составило. Незадачливый угонщик не ожидал нарваться на патруль и даже придумал историю, объясняющую владельцу отсутствие его «ласточки». Пока уголовное дело против автовора не заведено. Владелец «двенадцатой» не сообщал об угоне, но, если заявление все-таки поступит, сторожа ждет тюремный срок. Кстати, 2005 год для Томской области стал просто урожайным на подобные кражи. За неполные два месяца уже четверо охранников позарились на чужую собственность, воспользовавшись беспечностью самих водителей, оставлявших ключи незнакомым людям. Тенденция, однако.