Ошибочка вышла

Позитивный опыт последних лет по организации в России сборочных производств различных зарубежных моделей создает ошибочное представление о безусловной рентабельности и перспективности подобного бизнеса. Между тем выясняется, что не всякая иномарка, собранная в нашем отечестве, способна завладеть умами и сердцами тысяч россиян.

Позитивный опыт последних лет по организации в России сборочных производств различных зарубежных моделей создает ошибочное представление о безусловной рентабельности и перспективности подобного бизнеса. Между тем выясняется, что не всякая иномарка, собранная в нашем отечестве, способна завладеть умами и сердцами тысяч россиян.


Во всем мире считается, что организация нового сборочного производства автомобилей той или иной марки будет иметь смысл, если конечный продукт сможет расходиться как минимум стотысячным тиражом. Россия — дело другое. Здесь объективные законы макроэкономики работать отказываются, разбиваясь о непрошибаемый местечковый феодализм, коррупцию и плавающую инвестиционную и таможенную политику федерального центра. Тем не менее вопреки и одновременно благодаря перечисленным факторам в России все же собирают иномарки. Однако период, когда сборочные производства создавались с расчетом на далекую перспективу, уже закончен. Если раньше конвейеры запускались не столько для удовлетворения существующего дефицита, сколько для искусственной интенсификации спроса, то нынче наоборот. Основные условия выживания — абсолютная конкурентоспособность и востребованность продукта на рынке уже сегодня.

В этой связи казавшийся некогда перспективным проект группы компаний «СОК» и принадлежащего ей «ИжАвто» по выпуску южнокорейской Kia Spectra сегодня воспринимается с некоторым скепсисом. Понятно, заводу, производящему морально и технологически устаревшие «Оды», нужно выживать. И сборка недорогих иномарок могла бы спасти положение. Но все равно выбор ижевцев, пусть и вынужденный, оказался довольно странным. Мало того что Kia Spectra не назовешь свежей моделью, к тому же при всех своих относительных прелестях стоит машина, даже в российском исполнении, недешево.

В прошлом году «ИжАвто» собрал пробную партию Spectra в 600 единиц, поступивших в широкую продажу по цене от $12 000. Базовая комплектация Spectra ижевской сборки в результате борьбы за снижение стоимости оставляет желать лучшего. Ни АВС, ни гидроусилителя руля, ни кондиционера, а под капотом довольно архаичный 1,6-литровый двигатель мощностью 101 л.с. Как утверждают дилеры, эти машины до сих пор не распроданы. Да и как их продавать? С одной стороны, появилась современная и неплохо оснащенная Kia Cerato, занявшая место Spectra на южнокорейских конвейерах. А с другой стороны, поджимают конкуренты — весьма бюджетные иномарки-лидеры российских продаж в этой ценовой нише.

О сборке Kia Spectra в России заговорили еще в 2003 году. Первоначально говорилось о далеко идущих планах «ИжАвто» по выпуску 200 000 Spectra в год. Однако эта цифра нивелировалась до 40 000. Между тем «СОК» нынче не позавидуешь. Сегодня стало понятно, что корейцы провернули выгодную сделку, избавившись от устаревшей сборочной линии, а участвовать в дальнейшем инвестировании проекта не желают! Таким образом, объем инвестиций для «СОК», изначально запланированный на уровне $30 млн., вырос почти до $70 млн.

К тому же россиянам пришлось дополнительно привлекать под этот проект изрядное количество кредитных средств.


None